Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Международная морская перевозка грузов из Китая может существенно подешеветь

Прогнозы указывают на возможное снижение стоимости до 20%. Однако текущая ситуация далека от идеала. Нестабильность в Красном море, обусловленная, в частности, пиратством и геополитическими рисками, оказывает значительное влияние на логистические цепочки, приводя к перегрузке портов Дальнего Востока России (Владивосток, Восточный, Находка) и Новороссийска, особенно в преддверии и во время пиковых периодов, таких как "предновогодняя гонка" перед Китайским Новым годом.

Международная морская перевозка грузов из Китая может существенно подешеветь
© tawatchai07 / freepik.com

Этот эффект усиливается ежегодным резким скачком спроса на транспортные услуги в преддверии китайского праздника Весны (Чуньцзе). Примерно за месяц до начала Чуньцзе логистический сектор испытывает колоссальное напряжение. Сроки доставки резко увеличиваются, цены взлетают, и в этом году, из-за раннего начала праздника, овербукинг наблюдался уже в ноябре. Практически все маршруты испытывают перегрузку, превращаясь в узкие места. Ситуация напоминает сообщающиеся сосуды: переполнение одного маршрута автоматически приводит к перегрузке других. Нестабильность в Красном море заставляет судоходные компании переориентировать потоки грузов с Новороссийска на дальневосточные порты, что еще больше усугубляет их и без того критическую загрузку. Проблема усугубляется недостаточной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Железные дороги, соединяющие порты Дальнего Востока с внутренними регионами России и другими странами, не справляются с растущим объемом грузов перед Чуньцзе.

Отсутствие достаточного количества подвижного состава, узкие места на отдельных участках железнодорожных линий и проблемы с организацией перевозок приводят к задержкам и дополнительным расходам. В данной ситуации повышение эффективности железнодорожных перевозок стало бы ключевым фактором в снижении стоимости доставки грузов. Инвестиции в модернизацию инфраструктуры, внедрение цифровых технологий для оптимизации маршрутизации и управления составами, а также повышение квалификации персонала — вот некоторые из мер, которые могут улучшить ситуацию. Ситуация на рынке авиаперевозок также крайне напряженная.

Закрытие Суэцкого канала в 2021 году наглядно продемонстрировало, насколько уязвима глобальная логистическая система к подобным событиям. Восстановление стабильности в Красном море позволит оптимизировать маршруты, сократить время доставки и, как следствие, снизить затраты на топливо и страхование, что и повлечет за собой обещанное снижение цен. Однако этот прогноз относится к концу первого квартала 2025 года, и его реализация зависит от ряда условий, включая политическую ситуацию в регионе и эффективность мер по борьбе с пиратством.

Международные организации, такие как IMO, активно работают над улучшением безопасности судоходства, но гарантий дать никто не может. В преддверии Китайского Нового года 2024, который пришелся на более ранний срок, чем обычно, ситуация с доставкой из Китая осложнилась. Продуманные импортеры, предвидя рост цен и перебои с доставкой, заказали товары с большим запасом еще в ноябре. Это стало результатом многолетнего наблюдения за сезонными колебаниями спроса. Ажиотажный спрос, растягивающийся на несколько месяцев до самих праздников, неизбежно приводит к увеличению стоимости логистики. В этом году цены на доставку выросли на 5-10% к январю, что является стандартной ситуацией. Приостановка оформления доставок во время самих праздников также играет свою роль в удорожании.

Ценообразование в морских перевозках влияют не только геополитические факторы и сезонный спрос. Стоимость топлива, курс валют, тарифы портов и страховые взносы – все эти компоненты влияют на конечную цену. Кроме того, консолидация рынка и монополизация некоторых маршрутов крупными судоходными компаниями также способствуют росту цен. Несмотря на кратковременное снижение цен весной, например, во время выставки TransRussia, общемировой тренд демонстрирует ежегодный рост цен, который опережает инфляцию. Возвращение к более стабильным и предсказуемым ценам возможно только при условии большей конкуренции на рынке и возвращения к нему крупных международных судоходных компаний, которые могут оказывать значительное влияние на ценообразование.

Рост спроса на срочную доставку высокоценных товаров приводит к резкому увеличению цен на авиафрахт. Многие авиакомпании пользуются ситуацией и существенно повышают тарифы, что делает авиаперевозки еще менее доступными для многих импортеров. Альтернативой могут стать комбинированные перевозки, сочетающие морской транспорт с авто или ж/д доставкой на конечном этапе. Потенциальное снижение стоимости морских перевозок на 20% станет значительным позитивным фактором, но только при условии стабилизации ситуации в Красном море и комплексного решения проблем на всех этапах логистической цепочки — от портовой инфраструктуры до состояния железнодорожных магистралей. Для этого потребуются совместные усилия государственных органов, транспортных компаний и бизнеса, направленные на модернизацию инфраструктуры, совершенствование технологий и повышение эффективности управления логистическими потоками. В долгосрочной перспективе, диверсификация маршрутов и поиск альтернативных способов доставки, например, развитие Северного морского пути, также может снизить зависимость от потенциально нестабильных регионов и способствовать снижению стоимости международных перевозок.

Потенциальное снижение стоимости международной морской перевозки на 20% — это оптимистичный, но не гарантированный прогноз. Реализация этого сценария зависит от множества факторов, и стабильность цен в долгосрочной перспективе остается под вопросом. В условиях высокой глобальной неопределенности, продуманное планирование и диверсификация логистических цепочек становятся ключевыми факторами для успешной работы импортеров.