Меры по легализации параллельного импорта в России
В ближайшее время правительством планируется рассмотрение вопроса о возможности ввоза на территорию РФ товаров фирменного типа защищенных марок не только официальными дилерами, но и другими импортерами. Мотивом таких нововведений служит создание конкурентоспособной среды, ликвидация монополизма, а также уменьшение цен на товары массового потребления.
Рассматривая эту ситуацию с разных сторон, возникает ряд положительных и отрицательных факторов. Согласно оценкам Федеральной антимонопольной службы, ожидаемое падение цен составит от двадцати до пятидесяти процентов. При этом существенно возрастет выбор предлагаемой продукции. К примеру, только в сфере автозапчастей ожидается падение цен на шестьдесят, а то и на восемьдесят процентов. Для сравнения приводятся страны, в которых отсутствует ограничение на ввоз брендовой продукции, там цены на товары широкого потребления гораздо ниже, чем в России.
Второй стороной медали является проблема в сфере таможенного нормотворчества, а также механизмов осуществления параллельного импорта. По мнению Татьяны Голендеевой, занимающей должность заместителя руководителя Федеральной таможенной службы, подобные нововведения чреваты значительным увеличением некачественной продукции. На сегодняшний день таможенные службы не способны осуществлять проверку товаров на оригинальность и соответствие без необходимой документации.
Реализация решения о параллельном импорте должна проходить с большой долей осторожности и с разработкой новой системы правил и механизмов. В целом, аналитики ФТС считают, что новшества коснутся только тех сфер продукции, в которых риск ущерба потребителей от некачественного товара будет минимальным. К примеру, в Федеральной таможенной службе против импорта деталей и компонентов для самолетов гражданского и военного назначения.
На сегодняшний день тема параллельного импорта является наиболее актуальной для российского правительства и для ЕЭК. Для плавного введения новой системы импорта, по расчетам экспертов, необходимо начиная с 2016 года в режиме пилотного типа начать осуществлять параллельный импорт на отдельные виды товаров. Благодаря такой практике можно будет на деле оценить все положительные и отрицательные стороны, выявить наиболее острые проблемы, а также установить целесообразность распространения нового механизма импорта на другие виды товаров.