Лишат ли беспилотные грузовики «КамАЗ» дальнобойщиков работы?
Технология автономного вождения грузовых автомобилей, разрабатываемая уже более десятилетия, постепенно выходит за рамки экспериментальных испытаний и начинает активно внедряться в реальную логистическую инфраструктуру. В следующем году Татарстан станет свидетелем регулярного движения беспилотных "КамАЗов", что, несомненно, изменит существующие правила игры на рынке грузоперевозок, создав как новые возможности, так и вызовы для отрасли.

Инициатива создания полностью автономного грузового автомобиля, способного выполнять сложные логистические задачи без участия человека-водителя, была амбициозна и требовала значительных инвестиций в научные исследования и разработки. "КамАЗ", в сотрудничестве с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами и передовыми технологическими компаниями, постепенно приближался к своей цели. Первые этапы испытаний проводились на закрытых полигонах, где беспилотные прототипы демонстрировали базовые функциональные возможности: автоматическое движение, точное маневрирование и безопасную остановку перед препятствиями. Эти ранние тесты заложили фундамент для будущих успехов.
В настоящее время беспилотные "КамАЗы" уже тестируются на ЦКАД вокруг Москвы. В следующем году планируется запустить беспилотные грузовики на трассе М-12 "Восток". Это свидетельствует о серьезном и масштабном внедрении технологии беспилотного вождения в российскую логистику. На сегодняшний день "КамАЗ" располагает парком из 20 высокоавтоматизированных транспортных средств. На ЦКАД работают три беспилотных магистральных тягача: два "Маяк-1" и один модернизированный "Маяк-2". Это впечатляющее число подтверждает серьезность инвестиций и нацеленность компании на лидерство в области автономного вождения грузовиков.
Однако вопрос о влиянии беспилотных грузовиков на занятость дальнобойщиков остаётся открытым. Несмотря на безусловные преимущества автономного вождения в плане повышения эффективности и безопасности, необходимо учитывать социально-экономические последствия автоматизации этого сектора. Переквалификация водителей, создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и ремонта беспилотных грузовиков — это лишь некоторые из вызовов, которые предстоит решить.
Существующая система классификации выделяет пять уровней автономности, от полностью ручного управления до полного отсутствия необходимости участия человека. На сегодняшний день наиболее распространенным является четвертый уровень автопилота, и именно к нему относятся большинство современных разработок в данной области.
Характерная особенность четвертого уровня автопилота заключается в том, что, хотя сам процесс вождения полностью контролируется автоматизированной системой, присутствие человека-оператора остается обязательным. Водитель выступает в роли наблюдателя, следящего за работой системы и готового вмешаться в случае возникновения непредвиденных ситуаций или нештатных обстоятельств. Однако прямое управление автомобилем человеком, как правило, не требуется. Это объясняет, почему, например, заправка топливом по-прежнему осуществляется вручную — автоматизация данного процесса пока не достигла достаточного уровня надежности и безопасности. Количество автомобилей, оснащенных системами четвертого уровня автопилота, на данный момент остается относительно небольшим, что связано с высокими требованиями к технологиям и безопасности.
Переход на беспилотные технологии, по мнению аналитиков, позволит не только решить проблему нехватки водителей, но и существенно оптимизировать логистические расходы. Значительная часть бюджета транспортных компаний сейчас уходит на оплату труда водителей и потребление топлива. Автономные грузовики способны кардинально изменить эту ситуацию. Компьютерное управление автомобилем на больших расстояниях обеспечивает более эффективное расходование топлива. Автономный грузовик способен поддерживать оптимальную скорость движения, избегая резких торможений и ускорений, что напрямую влияет на экономию горючего.
Кроме того, использование системы "Платон" для оплаты проезда по платным дорогам становится значительно проще и предсказуемее. Система управления беспилотным грузовиком позволяет заранее рассчитать траекторию движения и, следовательно, точно определить затраты на топливо и проезд. Это дает возможность транспортным компаниям более точно планировать бюджет и минимизировать риски, связанные с непредсказуемыми расходами. Автоматизация логистических процессов, таким образом, позволяет снизить операционные издержки и повысить прибыльность бизнеса. Даже в случае, если в кабине беспилотного грузовика будет присутствовать оператор-контролер, его зарплата и затраты на содержание будут значительно ниже, чем у профессионального водителя-дальнобойщика. Это обусловлено меньшим объемом работы и ответственности, возложенной на оператора. Его функция сводится к мониторингу системы и оперативному вмешательству в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Эксперты предполагают, что массовое внедрение беспилотных грузовиков в коммерческую деятельность возможно в течение ближайших десяти лет.
Массовое использование беспилотных грузовиков позволит повысить эффективность перевозок, снизить затраты, уменьшить количество ДТП и, что немаловажно, сократить дефицит водителей, который наблюдается в настоящее время во многих регионах страны. Однако, необходимо учитывать и возможные риски, связанные с кибербезопасностью, а также разработать четкую нормативно-правовую базу, регулирующую использование беспилотного транспорта. Это позволит гарантировать безопасность как для самих беспилотных автомобилей, так и для других участников дорожного движения. Развитие инфраструктуры, включающее создание специальных полос для беспилотного транспорта или модернизацию существующих, также станет неотъемлемой частью процесса интеграции беспилотных технологий в транспортную систему страны.