В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Коммерческий транспорт и импортозамещение

Вводимые в отношении РФ санкции, затронули большое количество областей, и в том числе коммерческий транспорт, поскольку ведущих зарубежные производители подобной техники заявили о том, что прекращают поставки автотранспортных средств, а также комплектующих. Сегодня мы рассмотрим, возможна ли национализация предприятий, принадлежащих компаниям, покинувшим отечественный рынок. Какие пути можно использовать для замены иностранных поставок, и смогут ли китайские производители перекрыть возросший спрос.

Коммерческий транспорт и импортозамещение
dvizhok.su

Одной из первых компаний РФ, которой коснулись санкции в этом направлении, стал КамАЗ. Даже несмотря на то, что бронеавтомобили выпускаются отдельным подразделением «Ремдизель». С КамАЗом теперь не сотрудничает Daimler Truck по направление выпуска техники на общем заводе, а также и по поставкам запчастей. При этом компания оставляет себе возможность вернуться на рынок, как только изменится общая негативная политическая ситуация.

Помимо Даймлера Россию покинули и другие международные корпорации. В частности, MAN завили о том, что приостанавливает ввоз запчастей и грузовиков своего бренда до прояснения ситуации. Также и Renault Trucks приостановили свою деятельность.

Подобные заявления сделали Ford, но оговорился, что постарается возобновить работу как можно быстрее.

В отличие от западных коллег, японские компании не делают подобных громких заявлений. В частности, Mitsubishi Fuso Canter пока находится под вопросом, но в тоже время Isuzu продолжают работать в РФ.

Stellantis заявили о том, что временно не могут экспортировать технику собранную в России из-за логистических проблем, но их завод в Калуге продолжает свою работы в обычном режиме.

Как должно можно ждать возврата

Ситуация с другими брендами находится под большим вопросом. Более того, компании подвергаются давлению со стороны государств, прессы, общества. Например, Renault не собирались покидать рынок, но после определенных событий, остановили свой завод. Конечно, для коммерческого рынка это решение не понесет большого убытка, поскольку в парках в основном используется только фургон Master. При этом, абсолютно другая ситуация складывается в направлении отношений Renault и АвтоВАЗ. Последний является сильно импортозависимой компанией как по комплектующим, так и по машинокомплектам, в том числе и в области очень популярного фургона Largus.

Однако компании стремятся сохранить пути возврата. Например, Daimler Truck по факту не ушла из российского бизнеса на 100%. Ведь его пакет акций КамАЗа в размере 132 млн евро был в прошлом году передан материнской Marcedes-Benz Group, которая не выводит свой капитал из отечественной компании.

Дефицит запчастей

Нарушение мировой логистики привело к тому, что составных элементов для сборки как грузовых, так и легковых машин не хватает не только в России, но и за рубежом. Не радужной является и обстановка с микрочипами, в состав которых входит неон и палладий. Ведь неон хоть и поставляется РФ, но очистку проходил в Украине. Это лишь небольшой пример, недостатка комплектующих, из-за которых простаивают заводы иностранных и российских брендов. Тех, кто выпускает запчасти, власти Украины постоянно обвиняют в том, что их товары задействованы в сборке военной техники. Даже если на практики это не так, под общим давление тот же Bosch временно приостановил поставку систем впрыска и других элементов на время проведения расследования (устанавливают их в военные машины или нет). С подобной ситуацией столкнулись и ZF, Cummins также побоявшиеся были обвиненными в пособничестве, инициировавшиеся свертывания своей деятельности в РФ.

Как реагирует на ситуацию КамАЗ?

Руководство компании не отрицает, что поставки из стран Европы прекратились и тут же напоминает, что это не останавливают работу предприятий. Проводится пересмотр производственных программ, в частности в серии К5. И происходит возвращение к семейству КЗ (отличаются тем, что количество импортных деталей сведено к минимуму).

Какие трудности есть с импортозамещением?

Уже в апреле планируется выпуск грузовиков КамАЗ с двигателями, отвечающими нормативам «Евро 2», а, это значит, что при их сборке используется довольно большое количество иностранных комплектующих. Мера вынужденная и временная. Поскольку планируется выпуск отечественной топливной аппаратуры, не уступающей аналогам от Bosch, также постепенно будет налажено производство пластиковых деталей (предположительно на базе Татнефти и Нижнекамскнефтехим).

Ожидаются и первые результаты то совместного с Казахстаном проекта «Тибет», в рамках которого будут выпускаться составные элементы для двигателей КамАЗ. Конечно, постепенно все возникающие вопросы будут решаться, но импортозамещение потребует определенного времени, в течение которого отрасль будет нести убытки и естественно будет дискомфорт у конечных потребителей продукции.

Чтобы будет с другими направлениями?

«Группа ГАЗ», которая пострадала еще в первой волне санкций несколько лет назад, и вышедшая одной из первых на импортозамещение испытывает трудности, и даже анонсирует переход на 4-хдневную рабочую неделю в летне-осенний период времени.

УАЗ работает, опустошая свои склады и находится в поиске альтернативных запчастей, тем комплектующим которые стали недоступны.

В целом прогнозируется снижение продаж коммерческих автомобилей, и даже обвал рынка в обозримом будущем. Среднее сокращение в годовом выражении, по мнению экспертов, может дойти до 15%.

Меньше всего может пострадать автобусное направление, за использования техники выпускаемой «Группой ГАЗ», а также планируемому закупу у производителей из Беларуси. Хотя и тут не обошлось без проблемных вопросов, в частности с выпуском электробусов для столицы и состоящих из большого количества импортных запчастей.

Чтобы будет дальше?

Предположительно увеличится количество коммерческих авто от турецкого Ford Otosan, южнокорейских Hyundai и Daewoo. Также активно будут продвигаться и китайские бренды, ранее имевшие очень скоромные доли продаж на отечественном рынке.