Казахстан продлил послабления для грузоперевозчиков из РФ
Казахстан расширил временный мораторий на действие запрета для иностранных перевозчиков. Теперь до 1 января 2025 разрешена перегрузка и перецепка грузов иностранным автотранспортом на территории республики.
Такое решение появилось на официальном портале и выставлено на общественное обсуждение до 8 ноября. До этого действие распространялось только до 2024. Таким образом, власти фактически продлили временный мораторий еще на год.
Для грузоперевозчиков эта мера означает, что они смогут продолжать осуществлять перегрузку и перевозку товаров с одного иностранного транспортного средства на другое на территории Казахстана. Это позволит оптимизировать грузопотоки через данную страну из Европы в другие азиатские государства.
Подробности
По новому проекту закона предлагается временно приостановить действие определенных пунктов правил международных перевозок, касающихся ограничений на перевалку грузов. Эта приостановка будет касаться только перевозчиков, зарегистрированных непосредственно в стране. То есть для местных компаний предлагается временно снять ряд ограничений, связанных с перегрузкой и перецепкой грузов на территории государства.
Конкретно речь идёт об освобождении казахстанских перевозчиков от ограничений, связанных с перегрузкой и перецепкой грузов на территории республики. Пункт 48 устанавливает запрет на такие операции для иностранного транспорта, пункт 51 — требования к оформлению разрешений.
В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что приостановка действия ограничений на перегрузку и перецепку грузов иностранным транспортом в Казахстане обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, это связано с необходимостью обеспечить транспортировку товаров стран, с которыми у Казахстана отсутствуют межправительственные соглашения о транспортном сообщении. Во-вторых, приостановка касается рейсов из нестабильных государств в связи с повышенной опасностью таких маршрутов.
В итоге Казахстане транзитом разрешают перевозчикам временно осуществлять перегрузку, чтобы облегчить доставку грузов по определённым направлениям как временный вариант. В пояснительной записке указывается, что в сложившихся обстоятельствах, а именно при перевозках из стран без соглашений и с нестабильными маршрутами это стало единственным вариантом.
Кроме того, ведомство подчёркивает отсутствие каких-либо финансовых затрат на введение рассматриваемого постановления. Также не прогнозируются какие-либо социально-экономические последствия или юридические изменения.
При этом не предполагается ни снижения, ни увеличения издержек для бизнес-структур. То есть власти не считают целесообразным введение каких-либо финансовых или организационных расходов при реализации проекта постановления о временной приостановке ограничений на перегрузку в транзите.
Белоруссия и запреты
В начале октября Республика Беларусь получила информацию, что Минтранс Казахстана поставил в известность коллег из этой страны о возвращении в силу запрета на операции по перегрузке/перецепке грузов, перевозимых автотранспортом. Согласно уведомлению, данная норма начала действовать с 9 октября текущего года. Таким образом, казахстанские власти фактически отменили временную приостановку ограничений, касающихся возможности белорусских перевозчиков осуществлять перевалку грузов на территории республики.
Было сообщено, что с вышеуказанной даты для белорусских грузоперевозчиков в Казахстане восстанавливается действие запрета на перегрузку/перецепку между транспортными средствами. Ассоциация проинформировала национальных перевозчиков об этом изменении в нормативных требованиях.
Таким образом, начиная с указанной даты для белорусских грузовиков в Казахстане восстанавливается запрет на перецепку/перегрузку между транспортными средствами. Ассоциация проинформировала национальных перевозчиков об изменениях в нормативной базе со стороны властей соседней страны.
Контекст вопроса
31 декабря 2022 мораторий закончился. Это означает, что автомобильные перевозки по определённым направлениям прекратились, так как перегрузка в этих странах запрещена. Логистические цепочки нарушены, поскольку европейцы не могут использовать прежние маршруты.
В 2022 году Россия попросила Казахстан временно приостановить часть правил международных перевозок. Это касалось ограничений на поставки товаров из одного региона в Казахстан через эту страну. Тогда одно из ведомств предупредило о возможных проблемах с доставкой грузов. Казахстан принял соответствующий акт, который действовал определенное время по просьбе РФ.
В мае 2022 года, когда вступил в силу приказ о приостановке ограничений на перецепку грузов, это вызвало недовольство казахстанских международных перевозчиков. Компании, осуществляющие автоперевозки, возмутились решением разрешить иностранным грузоперевозчикам беспрепятственно брать на свои машины грузы, прибывающие в страну из Европы.
Таким образом, казахстанские перевозчики расценили это как ущемление своих интересов, так как данное нововведение открыло доступ на их рынок для конкурентов из сопредельных государств. Они теряют собственный источник дохода. Поэтому вопрос о продлении моратория многими расценивается внутри страны как довольно спорный. В Казахстане таким решением недовольны.
Казахстанские перевозчики резко негативно восприняли такое временное послабление правил. Это стало заметно по формату публичных дискуссий. Они полагают, что это грубо ущемляет их коммерческие интересы, поскольку открывает доступ на рынок перевозок для конкурентов из другой страны. Местные компании считают, что власти Казахстана не должны идти навстречу просьбам другого государства в ущерб собственным перевозчикам. Такое решение вызвало сильное недовольство со стороны казахстанского бизнес-сообщества, занятого в сфере международных перевозок.