В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Как беспилотные технологии внедряются в сфере грузоперевозок в России?

В последние годы наблюдается значительный прогресс в области беспилотных технологий, особенно в сфере грузоперевозок. По информации Минтранса, в 2024 году на трассе М-11 «Нева» уже курсируют более 40 беспилотных тягачей, которые способны перевозить грузы в объеме 390 тыс. м³. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составлял всего 80 тыс. м³. Это говорит о том, что внедрение автономных грузовиков действительно меняет ландшафт транспортной отрасли, значительно увеличивая эффективность и скорость доставки.

Как беспилотные технологии внедряются в сфере грузоперевозок в России?
© Motor

Благодаря беспилотным технологиям время кругового рейса между Москвой и Санкт-Петербургом сократилось с трех до полутора суток. Это сокращение времени доставки является важным фактором для бизнеса, так как позволяет быстрее реагировать на запросы клиентов и снижает затраты на логистику. Более того, беспилотные машины могут работать круглосуточно без необходимости в перерывах на отдых, что также способствует увеличению объема перевозок. Однако, несмотря на все преимущества, которые предоставляют беспилотные технологии, существует и другая сторона медали. Транспортная отрасль сталкивается с серьезной проблемой нехватки квалифицированных кадров. По мнению экспертов, внедрение автономных систем может помочь избежать дефицита водителей, что является актуальной проблемой для многих компаний. В условиях растущего спроса на грузоперевозки, роботизация может стать решением, позволяющим поддерживать стабильность в отрасли.

Тем не менее, проблема с кадрами в сфере грузоперевозок остается острой. По данным исследования, содержание дальнобойщика стало вдвое дороже по сравнению с 2023 годом. На оплату труда водителей уходит значительная часть бюджета транспортных компаний — каждый второй рубль, заработанный в процессе перевозок, уходит на оплату труда.

Транспортные компании, несмотря на нежелание участвовать в гонке за зарплатами, не могут остановить этот процесс, так как для привлечения и удержания квалифицированных работников необходимо предлагать конкурентоспособные условия. Победить в битве за дальнобойщика можно только за счет повышения заработной платы. Это создает дополнительные финансовые нагрузки на компании, которые вынуждены искать баланс между затратами на труд и необходимостью поддерживать конкурентоспособность на рынке.

В условиях растущей конкуренции на рынке труда, многие компании уже начали пересматривать свои подходы к оплате труда. Индексация зарплат становится важным инструментом для удержания текущих сотрудников, поскольку потеря кадров требует не только времени на поиск новых специалистов, но и дополнительных финансовых вложений, которые могут оказаться весьма значительными. Важно также создавать комфортные условия труда, которые включают в себя помощь в дороге, качественный отдых во время вахт, компенсацию расходов на погрузку и разгрузку, а также поддержку в период простоя транспортных средств.

Условия труда дальнобойщиков действительно непростые, и поэтому страхование жизни и здоровья сотрудников становится еще одной важной мерой, которую компании должны учитывать. Это не только помогает создать более безопасные условия работы, но и повышает уровень доверия между работодателем и работником.

Крупнейшие ритейлеры, такие как X5, осознают необходимость внедрения искусственного интеллекта и других технологий для оптимизации процессов доставки и управления логистикой. Автоматизация может значительно снизить нагрузку на работников, позволяя им сосредоточиться на более важных задачах, а не на рутинных операциях. Например, использование систем управления транспортом (TMS) может помочь в планировании маршрутов, отслеживании грузов и управлении запасами, что в свою очередь улучшает эффективность работы и сокращает время простоя. Кроме того, внедрение новых технологий может помочь в улучшении условий труда. Например, системы мониторинга состояния водителя могут сигнализировать о необходимости отдыха, что способствует снижению утомляемости и повышению безопасности на дороге. Внедрение таких технологий не только помогает сохранить здоровье сотрудников, но и снижает риски для компании, связанные с авариями и несчастными случаями.

В 2025 году на трассе М-11 «Нева», соединяющей Санкт-Петербург и Москву, планируется запустить 93 беспилотных грузовика. На сегодняшний день, в конце 2024 года, уже работает 43 таких автомобиля. Однако стоит отметить, что только в четырех из них водитель переместился с места управления на пассажирское сиденье.

Тестирование беспилотных грузовиков с водителем-испытателем, сидящим на пассажирском месте, активно проводит компания «СберАвтоТех», а также стартап СтарЛайн. На данный момент технические характеристики беспилотников остались прежними. Беспилотные машины продолжают действовать по алгоритмам, которые обеспечивают их автономность. Автомобиль по-прежнему управляется самостоятельно. В случае возникновения потенциально опасной ситуации он привлекает внимание оператора так же, как и раньше. Искусственный интеллект, который лежит в основе работы этих машин, способен быстрее и точнее оценивать дорожные ситуации по сравнению с человеческим водителем

Это не только увеличивает безопасность на дорогах, но и повышает эффективность грузоперевозок. Важно отметить, что в условиях сурового российского климата, где погодные условия могут резко меняться, инженеры НПО СтарЛайн разработали и внедрили систему омывания и очистки датчиков. Лидары, используемые для навигации и обнаружения объектов, подвержены загрязнению, и их постоянная очистка становится необходимостью в таких условиях.

Важно, чтобы в процессе автоматизации учитывались интересы работников и создавались новые возможности для трудоустройства. Кроме того, внедрение беспилотного транспорта требует серьезных изменений в законодательной и нормативной базе. Необходимо разработать новые правила и стандарты, регулирующие использование автономных автомобилей на дорогах общего пользования.

Также необходимо учитывать вопросы безопасности, ответственности и страхования. Кто будет нести ответственность в случае аварии с участием беспилотного грузовика? Эти вопросы требуют внимательного изучения и обсуждения. В будущем, с развитием технологий и улучшением инфраструктуры, можно ожидать, что беспилотные грузоперевозки станут неотъемлемой частью логистической системы России. Это может привести к значительным изменениям в экономике, снижению затрат на перевозки и улучшению качества обслуживания клиентов.