В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Грузоперевозчики сопротивляются процессу цифровизации

Подавляющее большинство российских транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками, по-прежнему используют устаревшие методы учета своей деятельности. Две трети из них ведут бухгалтерию в Excel или на бумажных носителях.

Грузоперевозчики сопротивляются процессу цифровизации
© ewebtrans.com

При этом большинство предприятий отрасли не готовы переходить на современную электронную систему ГИС ЭПД и делиться данными с государственными органами управления.

Однако уже к концу 2024 года, согласно намеченным планам регулирования, использование именно этой системы электронного документооборота будет обязательным требованием для всех участников рынка грузоперевозок. Это будет означать необходимость модернизации подходов к ведению бизнеса для большинства отраслевых компаний.

Какова ситуация на рынке?

Было проведено исследование цифровизации российских транспортных компаний, опрошено 120 перевозчиков. Были проанализированы способы ведения бизнеса, однако в выборку не вошли крупнейшие игроки рынка.

Результаты показали: около 70% компаний используют excel-таблицы для учета работы. Общение с клиентами и заказчиками происходит через емейл и мессенджеры. Причём вся база данных является открытой и доступной сотрудникам для персональных целей.

В.Плесский в качестве независимого эксперта считает подобные подходы допустимыми, так как они основаны на цифровых каналах установления связи. Кроме того, использование excel и других подобных аналогов дает возможность собирать, изучать и визуализировать значительные объемы информации в удобном и доступном формате. При этом не требуется дополнительных затрат.

Помимо использования электронных таблиц и коммуникационных каналов, часть опрошенных компаний (25%) работает с приобретенным программным обеспечением. Еще 5% используют собственные разработки. Эксперты ассоциации отмечают, что большинство таких ПО устарело и не соответствует актуальным стандартам. Хотя операционные расходы на поддержку устаревших систем низкие, это сопряжено с определенными рисками.

Такие системы имеют ограниченную гибкость и масштабируемость. Возникают проблемы совместимости и интеграции с другим ПО, повышенная уязвимость перед техническими сбоями и нарушениями безопасности. Сэкономленные средства не компенсируют потенциальных убытков от системных сбоев или утечек данных.

По мнению экспертов, такие подходы к использованию ПО не обеспечивают долгосрочной стабильности и эффективности бизнес-процессов транспортных компаний.

Гендиректор НЦК ИСУ К.Семион позитивно оценил степень цифровизации в транспортной отрасли. По его мнению, она достигает высокого уровня в части взаимодействия с заинтересованными сторонами и осуществления бизнес-процессов.

В то же время многие фирмы пока не перешли на ГИС ЭПД. Это связано как с недостаточным уведомлением (43% респондентов), так и нежеланием делиться данными с государством (57%).

В чём проблема?

Многие опрошенные транспортные компании не готовы к открытости и прозрачности в вопросах предоставления информации о своей деятельности государственным органам. По их мнению, сведения о маршрутах, заказчиках и тарифах могут стать доступными конкурентам, а работа в государственной системе ГИС ЭПД повлечет дополнительные издержки. Кроме того, возрастет риск более пристального контроля со стороны надзорных ведомств.

В то же время Минтранс РФ намеревался уже к 2024 году ввести обязательное требование о передаче всей отчетной документации в электронном виде через данную систему. Это означало необходимость для большинства перевозчиков преодолеть опасения перед открытостью и повысить уровень доверия к государственным информационным ресурсам. Переход на прозрачные стандарты отчетности стал бы логичным шагом к цифровизации отрасли.

Генеральный директор НЦК ИСУ объяснил причины нежелания транспортных компаний переходить на ГИС ЭПД. Многие не понимают, какие преимущества и эффективность это принесет и стоит ли для этого нести дополнительные расходы. Кроме того, правовое и методическое обеспечение внедрения системы все еще не до конца сформировано.

Естественно, компании стремятся сохранить конфиденциальность коммерческой информации. Однако, по мнению эксперта, при наличии четких гарантий сохранения персональных данных и безопасности информации, опасения перевозчиков со временем ослабнут. Технические решения, обеспечивающие конфиденциальность, смогут снизить уровень скепсиса к открытости данных в госсистеме.

Вадим Плесский проанализировал причины возникшего негативного отношения. Доверие к подобным государственным инициативам традиционно низкое. Система Минтранса представляется трудной в плане освоения и недружелюбной даже для IT-специалистов. Из данных на официальном сайте ничего не понятно о возможностях интеграции.

Если Минтранс на самом деле хотел привлечь пользователей, нужно было создать открытое API. Тогда любая компания смогла оценить интеграцию. Работа через личный кабинет устарела. Современные системы взаимодействуют через API автоматически. И подключить электронные таблицы можно через API, не покупая дорогое специализированное ПО. Это могло бы снизить недоверие к сложности и затратам.

К сожалению, похоже, что намеченный подход Минтранса к решению проблемы недоверия перевозчиков ГИС ЭПД заключается лишь в их принудительном переводе на новую систему к конкретной дате, а не в устранении объективных причин недовольства. Такая политика просто заставления, без учета потребностей пользователей и серьезной работы над ликвидацией слабых мест системы системы, ее прозрачности и открытости, не может способствовать налаживанию доверительных отношений с бизнес-сообществом. Напротив, получится конфронтация интересов, а не конструктивное сотрудничество. Но сейчас слишком мало возможностей как-то повлиять на государство, причем постепенно их становится всё меньше.