Грузоперевозчики резко увеличили стоимость своих услуг
Эксперты объясняют подорожание автотранспортных грузоперевозок изменениями в ценовой политике на топливо и активизацией недобросовестной конкуренции этого рынка.
Восстановление после пандемии
2021 год принес долгожданное облегчение для грузоперевозчиков. Экономика оправляется от последствий тяжелейшего пандемийного 2020. Кардинальным изменениям подвергается и рынок автоперевозок.
По словам В. Трунаева, президента СААП («Сибирская ассоциация автоперевозчиков»):
- стабильно растет спрос на услуги перевозчиков со стороны производственных корпораций и торговых сетей;
- ситуация по объему грузоперевозок практически вернулась к допандемийным цифрам;
- одновременно с растущим спросом увеличиваются и тарифы;
- представители транспортных компаний диктуют свои условия, с которыми приходится соглашаться.
С. Максимов, президент СТЭЛС («Союз транспортников, экспедиторов и логистов») отмечает, что расценки автоперевозчиков уже выросли на 10-15% и эта цифра не окончательная. Динамика роста отметилась уже в конце 2020. Объясняется это ростом стоимости топлива, которое уже увеличилось на 50%, выросли цены и на комплектующие на машины.
Именно подорожание стоимости топлива и стало ключевым моментом, приведшим к росту тарифов на услуги перевозчика. Следует учитывать, что данная статья в структуре себестоимости перевозок находится на 2 месте, на топливо приходится порядка 30-35% всех затрат. Стимулируют рост тарифов индексация оплаты по системе «Платон» и существующие ограничения на передвижение грузового транспорта по МКАДу.
Падения цен не предвидится
Не оптимистичное положение наблюдается и в сегменте ж/д перевозок. В их случае увеличение тарификации обуславливается особенностями геополитики, с учетом ежегодной индексации, которую вводит ФАС РФ.
Можно сравнить динамику цены на ж/д грузоперевозки по следующим данным:
- 2020: индексация составила 3,5%;
- 2021: цены были проиндексированы на 3,7%;
- 2022: уровень индексации ожидается в пределах 3,6-3,8%.
Стоимость ж/д грузоперевозок растет и по причине наличия доп. услуг, включая и экспедирование. Мы знаем, что они не относятся к объектам госрегулирования. Не отстают, а даже превышают по росту ценообразования и сфера контейнерных перевозок. Если в 2019 арендные цены контейнеров варьировались в пределах 600$, то в 2020 они доходили до 10 000$ в пиковые (острые) моменты. Сейчас положение немного стабилизировалось до 5 000$ за аренду контейнера.
Резкий скачок стоимости услуг ж/д перевозчиков объясняется нестабильностью. 2020 пандемийного года, когда из-за карантина в КНР и США накопилось огромный объем порожних контейнеров, застрявших на границе (в условиях карантинных ограничений страны были вынуждены принимать только 20-25% от стандартного объема ж/д поставок). Все это и вылилось в резком скачке цены на фрахт.
В 2021 ситуация немного стабилизировалась, но говорить о возврате к прежним расценкам не приходится. Учитывая, что возникшая проблема с ж/д перевозками системная, разрешить ее можно только после полной реконструкции Транссиба и БАМа, на фоне роста пропускной возможности отечественных магистралей.
COVID диктует условия
Большая часть перевозимых грузов через авиаперевозчиков фрахтуется на самолеты пассажирских авиалиний. При пандемии, на фоне закрытия многих аэропортов, этот сегмент рынка значительно просел, что отозвалось на скоропорте, цветочном бизнесе и пр. Одновременно повысились объемы таких грузов, как медикаменты, мед. оборудование, лекарств и масок, для их транспортировки задействовались борта Министерства обороны и МЧС. Этим объясняется прирост грузопотока аэропорта «Толмачево» в Сибири на 2,9%.
После стабилизации на этом рынке и возврата аэропортов к прежнему режиму работы, постепенно стал реанимироваться и объем авиагрузоперевозок. В 2021 держится положительная динамика с ростом объема авиагрузопотока на 2,8%. Далее ситуация, по оценке президента СТЭЛС, будет зависеть от показателей восстановления маршрутизации авиасетей с зарубежными странами-поставщиками.
Что показала пандемия?
Стагнацию экономики при пандемии выдержали не все компании по грузоперевозкам. Большая часть мелких игроков навсегда покинула этот рынок. Запас прочности показали те организации, которые занимались мультимодальными грузоперевозками, включая и контейнерную аренду. После локдауна мы отметили увеличение объема переработок контейнеров крупного тоннажа на 16-17%.
Многие ведущие игроки (например, «Евросиб») благодаря увеличению грузоперевозки ускорили работы по разработке проекта развития инфраструктуры терминалов. Любопытные изменения наблюдаются и в сфере логистики, где отмечается рост строительства новых складских систем. По оценкам экспертов, в 2022 объем ввода в эксплуатацию обновленных складов в Новосибирском регионе даже будет выше уровня показателей допандемийного года. Этот фактор можно назвать положительным для развития Новосибирского транспортного-логистического узла.