Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Грузоперевозчикам проблематично покупать новые фуры

Российский рынок грузовых автоперевозок переживает период неопределенности, обусловленный несколькими взаимосвязанными факторами. Общий парк грузового транспорта, насчитывающий около 6,7 миллионов единиц, характеризуется преобладанием техники отечественного производства — «КАМАЗ», «Урал», «МАЗ» (хотя последняя и белорусская, но фактически интегрирована в российский рынок). Средний возраст этих автомобилей составляет тревожные 23 года, что указывает на значительное моральное и физическое изношенность парка. Это, в свою очередь, влечет за собой повышенные расходы на ремонт, снижение эффективности перевозок и увеличение экологической нагрузки.

Грузоперевозчикам проблематично покупать новые фуры
© Егор Алеев / ТАСС

На втором месте по распространенности находятся подержанные грузовики европейских брендов, которые, несмотря на высокую цену, представляют собой более надежное и экономичное решение в долгосрочной перспективе. Замена изношенных деталей у них часто оказывается дешевле, чем у российских аналогов, а эффективность работы выше. Фактор надежности играет критически важную роль в условиях интенсивной эксплуатации, когда простой машины из-за поломки может привести к значительным финансовым потерям.

Китайские производители активно пытаются завоевать российский рынок, демонстрируя постоянное улучшение внешнего вида и дизайна своей продукции. Однако, как отмечают эксперты, качественные характеристики китайских грузовиков, особенно в отношении силовых агрегатов и других ключевых компонентов, значительно отстают от европейских аналогов. Например, у популярной модели "Ситрак" часто возникают проблемы с двигателями, что не позволяет им пройти строгие российские требования к техническому состоянию транспортных средств. Несмотря на привлекательную цену, риск частых поломок и длительного простоя делает их эксплуатацию экономически невыгодной, особенно учитывая высокие лизинговые платежи, требующие максимальной оперативности в ремонте и выходе техники на линию. Ситуация осложняется тем, что российские грузоперевозчики проявляют нежелание обновлять свой автопарк.

В условиях растущих цен на грузовые автомобили, которые в настоящее время достигают около 10 миллионов рублей за отечественные модели и под 20 миллионов рублей за европейские аналоги, рынок грузоперевозок сталкивается с серьезными вызовами. С начала 2024 года наблюдается тенденция, что большинство перевозчиков оказываются в затруднительном положении и не готовы инвестировать в приобретение новых машин. Высокие ставки по лизингу, которые стали еще более обременительными, и низкие расценки на перевозки на внутреннем рынке приводят к тому, что многие компании, работающие в рамках законодательства, начинают нести убытки. В частности, некоторые из них фиксируют снижение рентабельности на уровне 17% от себестоимости перевозок.

Крупные компании, обладающие достаточными ресурсами, могут позволить себе обновление автопарка, но большинство малых и средних перевозчиков не имеют такой возможности. Лизинговые компании, осознавая сложность ситуации, начали пересматривать условия своих договоров и повышать ставки, что усугубляет финансовое положение перевозчиков. В результате, за прошлый год было возвращено 17 тысяч машин, находившихся в лизинге, что свидетельствует о серьезных проблемах в отрасли. Многие перевозчики сообщают о простое своей техники, включая зерновозы и самосвалы, что также негативно сказывается на их финансовых показателях.

Увеличившееся количество посредников в цепочках поставок приводит к тому, что перевозчики получают лишь незначительную долю прибыли. В таких условиях многие компании задумываются о выходе с рынка, что может привести к дальнейшему сокращению конкуренции и ухудшению качества услуг. К тому же возросшая налоговая нагрузка, утильсбор и рост цен на топливо добавляют дополнительные сложности. Все эти факторы не способствуют развитию рынка, а наоборот, создают атмосферу неопределенности и нестабильности. В то же время, автогрузовой транспорт остается одним из немногих видов перевозок, наряду с контейнерными, которые демонстрируют рост. В 2025 году ожидается увеличение объемов автогрузовых перевозок на 5,4%, что является положительным знаком в условиях общего падения в других сегментах.

Например, железнодорожные перевозки показывают снижение, как и морские. Что касается товарного импорта из Китая, то, по прогнозам, в 2025 году он не покажет роста по сравнению с 2024 годом. Несмотря на то, что в стоимостном выражении импорт из КНР увеличился на 3%, это увеличение связано не с ростом объемов, а с удорожанием доставки и повышением комиссий, которые берут агенты. Это подчеркивает важность анализа не только количественных, но и качественных показателей в сфере грузоперевозок. Прогнозирование ситуации на 2025 год вызывает определенные трудности. В условиях деградации международных отношений и нестабильной экономической ситуации в мире, сложно предсказать, как будут развиваться события. Вероятно, что в случае ухудшения внешнеэкономической обстановки, спрос на грузовые перевозки может существенно упасть, что приведет к новым вызовам для отрасли. Таким образом, текущая ситуация на рынке грузоперевозок требует внимательного анализа и адаптации к меняющимся условиям. Перевозчикам необходимо находить новые пути для оптимизации своих расходов и повышения эффективности работы, чтобы не только выжить в сложных условиях, но и найти возможности для роста и развития в будущем.