Горячий сезон у логистов
В преддверии сезонов распродаж и новогодних праздников эксперты проанализировали подготовку индустрии онлайн-торговли и логистики к ожидаемому приросту числа заказов. Исследование показало, что онлайн-ритейлеры планируют нарастить ассортимент товаров и уровень скидок с целью стимулирования спроса. Компании логистики, в свою очередь, нацелены на опережающее увеличение транспортных мощностей и складских площадей для обеспечения способности справиться с ажиотажными объемами заказов. Предполагается, что наибольшая нагрузка ожидается в кульминационный период предновогодней шопинг-лихорадки. Эксперты полагают, что предстоящий период станет серьезным испытанием для подготовленности индустрии электронной коммерции и логистики к масштабным скачкам спроса.
Рациональное потребление в целом немного сократило объемы продаж, однако наблюдается устойчивая тенденция роста популярности распродаж. Эксперты выделяют такие варианты, как «Черная пятница», рождественские мегасейлы, которые являются мощным драйвером продаж как в традиционной рознице, так и в интернет-магазинах.
Периоды распродаж активно используются ритейлерами для стимулирования спроса благодаря предложению товаров со скидками. Это позволяет нарастить объем продаж по сравнению со стандартными периодами.
С развитием интернет-торговли такие акции стали проводиться все чаще в онлайн-формате. Благодаря широкому охвату аудитории в сети, они приобрели масштабность и влияние драйверов продаж как для офлайн, так и онлайн ритейлеров.
На какие цифры можно рассчитывать?
Эксперты ожидают, что начавшийся в середине ноября период распродаж активизирует рынок электронной коммерции. По прогнозам специалистов, рост продаж в сегменте e-commerce в зависимости от номенклатуры товаров может составить от 20 до 50%.
Необходимо отметить, что есть бренды, которые не ставят на сезон распродаж в своей стратегии. У таких компаний спрос на их продукцию остается стабильным в течение всего года. Однако большинство ретейлеров ожидают значительного подъема продаж в ноябре-декабре, учитывая склонность потребителей к праздничным покупкам.
Экспертное сообщество полагает, что преддверие Нового года и Рождества традиционно становится пиком активности конечных пользователей, располагающих к приобретению товаров со скидками в интернет-магазинах.
Каждый год рынок электронной коммерции в России демонстрирует свою уникальность. Прогнозы на предстоящий высокий сезон-2023 выглядят значительно более оптимистично по сравнению с прошлым годом. На данный момент наблюдается относительная стабилизация ситуации с поставками и ассортиментом товаров.
Хотя вряд ли объемы продаж в этом году сравнятся с показателями 2020-2021, когда рост реализации товаров в «Черную пятницу» приобретал неуправляемый характер. У ряда онлайн-магазинов продажи тогда увеличились более чем в десять раз.
Логистические компании сталкивались с проблемами из-за невозможности справиться с огромными потоками грузов, в том числе на терминалах авиаперевозок. Несмотря на это, предстоящий сезон распродаж обещает стать успешным для многих участников рынка.
Вопрос цен
Рост издержек логистики оказывает существенное влияние на себестоимость продукции. Только за 2023 год затраты на доставку и обработку грузов выросли на 40%. Одним из факторов является курсовая динамика валют, от которой зависит стоимость импортных комплектующих и готовых товаров. В прошлом году благоприятный курс в какой-то степени компенсировал удорожание перевозок, обусловленное сменой логистических схем.
Однако в нынешних условиях ситуация усложнилась. Логистические расходы остаются высокими, в то время как курс иностранной валюты, напротив, продолжает расти. Это неизбежно ведёт к дополнительному поднятию цен на продукцию за счёт увеличения как затрат на приобретение сырья и комплектующих, так и расходов на доставку готовых товаров до потребителя. Таким образом, факторы внешней среды оказывают значительное влияние на формирование стоимости продукции.
Что в трендах?
Прошлый год принес значительные изменения на рынке: многие популярные компании свернули свою деятельность. Новые бренды, пришедшие на смену, пока не достигли того уровня узнаваемости и интереса аудитории.
Сегодня основная тенденция заключается в отказе от импульсивных покупок. Потребители действительно перешли на более разумную модель потребления, когда распродажи рассматриваются как способ в первую очередь удовлетворить базовые нужды с заметной экономией средств.
Аналогичным образом они стремятся приобретать только наиболее необходимые товары со скидками, избегая ненужных расходов. Эта тенденция ответственного подхода к планированию личных финансов, безусловно, будет оказывать влияние на рынок в преддверии распродаж.
Сохраняются тенденции предыдущего года. Темпы роста рынка электронной коммерции замедляются, однако рост количества заказов по-прежнему превышает увеличение объема выручки. Это обусловлено снижением покупательской активности населения. Для потребителей приоритетом становится цена товара. Сокращается средний чек. И у населения, и у компаний сейчас очень много долгов, увеличивается закредитованность. Это видно даже по официальным данным и отражается на поведении покупателей.
В то же время растут требования к логистике: ускорению сроков доставки, упрощению правил возврата товаров. Наблюдается ужесточение конкуренции на площадках электронной торговли. Компании всё активнее используют мультиканальные стратегии продвижения и реализации продукции.
Так рынок продолжает трансформироваться под влиянием макроэкономических факторов и запросов пользователей. Ключевые игроки ищут новые подходы к удовлетворению меняющихся потребностей. При этом становится понятно, что будут дальше всё более востребованными разные способы экономии.