Генпрокуратура взялась за весы на дорогах
Ситуация с автоматическими пунктами весового и габаритного контроля (АПВГК) на дорогах России достигла критической точки. Тысячи водителей грузовиков столкнулись с необоснованными штрафами за якобы превышение допустимой нагрузки. Общая сумма штрафов, оспариваемых перевозчиками, уже превысила 1,5 миллиарда рублей! Поводом для начала масштабной проверки работы АПВГК стала волна жалоб от водителей и транспортных компаний.
Ассоциация "Грузавтотранс" зафиксировала тысячи обращений, жалующихся на некорректную работу весов, что приводит к несправедливому начислению штрафов, достигающих 500 тысяч рублей. В чем же кроется причина такого массового недовольства? Эксперты отмечают целый ряд проблем. Во-первых, АПВГК часто не калибруются должным образом, что приводит к неточным показаниям. Во-вторых, недостаточно уделяют внимания квалификации специалистов, отвечающих за техническое обслуживание и эксплуатацию весов. Кроме того, отсутствует единая система контроля за работой АПВГК, что позволяет недобросовестным владельцам пунктов использовать их в своих интересах.
В связи с этим, Генпрокуратура начала проверку всех АПВГК, работающих как на федеральных, так и на региональных дорогах. Задача проверки – установить причины некорректной работы весов и привлечь к ответственности виновных лиц. В Минтрансе понимают серьезность ситуации. Для решения проблемы ведомство разрабатывает законопроект о создании единой федеральной государственной автоматизированной платформы весового и габаритного контроля. По замыслу разработчиков, эта платформа позволит унифицировать систему контроля, обеспечить ее прозрачность и повысить точность измерений. Однако некоторые эксперты считают, что только создания единой платформы не достаточно. Необходимо также внедрять новые методы контроля за работой АПВГК, включая внедрение автоматических систем самоконтроля, и усилить ответственность за нарушение правил эксплуатации весов. Ситуация с АПВГК требует немедленного решения. В противном случае, перевозчики будут продолжать нести миллионные убытки, а российская экономика понесет ущерб из-за сбоев в логистических цепочках.
Что такое система ВГК? Система ВГК предназначена для контроля за соблюдением установленных правил перевозки грузов. Она включает в себя как стационарные весовые станции, так и автоматические пункты (АПВГК), которые могут фиксировать вес и габариты транспортных средств в режиме онлайн. Перевозчики высказывают ряд серьезных претензий к системе ВГК. Ненадлежащее техническое состояние дорожного покрытия, неисправные датчики, неправильная калибровка оборудования — всё это может привести к неверным результатам взвешивания. Ассоциация "Грузавтотранс" провела анализ 17 регионов и выявила множество нарушений: колейность, трещины, провалы в асфальте, уклоны и другие дефекты дорожного покрытия, которые негативно влияют на точность измерений.
В некоторых случаях отсутствует единый подход к эксплуатации АПВГК, что приводит к разнобою в качестве оказания услуг. Отсутствие публичной информации о техническом состоянии АПВГК не позволяет перевозчикам оценить достоверность получаемых данных и защитить свои права. Что нужно сделать? Необходимо обеспечить качественное состояние дорожного покрытия в зонах размещения АПВГК, что позволит снизить количество неверных результатов взвешивания. Нужно обеспечить регулярный технический осмотр оборудования и его своевременную калибровку. Необходимо предоставить перевозчикам доступ к информации о техническом состоянии АПВГК и процедуре проведения измерений.
Создание единого центра мониторинга позволит обеспечить единый подход к эксплуатации АПВГК и контролю за их техническим состоянием. Важно понимать, что система ВГК не должна создавать препятствия для перевозчиков. Задача системы — не наказывать, а обеспечивать безопасность дорожного движения и сохранять дорожное покрытие. Для этого необходимо устранить недостатки системы и обеспечить ее эффективное и прозрачное функционирование.
Ассоциация «Грузавтотранс» совместно с перевозчиками отслеживает порядка 5000 административных дел, связанных с перевесом, на общую сумму свыше 1,5 млрд рублей. Проблема в том, что оспорить такие штрафы удается далеко не всегда. Основная причина — неожиданность. Штрафы приходят не сразу, а спустя 1,5 месяца после проезда грузовика через автоматический пункт взвешивания (АПВГК). К этому моменту доказать свою правоту в судах практически невозможно.
В колеях транспортное средство начинает "галопировать" и раскачиваться, что приводит к увеличению амплитуды подвески и искажению данных о весе. Для автоматических дорожных весов предельно допустимая величина колейности всего 10 мм. Однако, уже через месяц после начала работы АПВГК грузовики "накатывают" колейность, которая значительно превышает допустимую норму. В результате, пункт взвешивания перестает работать корректно и завышает вес грузовиков.
Реализация всех перечисленных мер позволит снизить количество нарушений и сделать систему штрафов более эффективной и справедливой. Важно отметить, что в отдельных случаях перевес может быть связан с объективными причинами, например, с поломкой транспортного средства или нештатной ситуацией на дороге. В таких случаях необходимо предоставлять доказательства невозможности соблюдения норм перевеса и обращаться в соответствующие органы для решения проблем.