Европейский Союз готовится к кардинальному обновлению правил дорожного движения
Законодательный пакет, представленный Европейской комиссией, представляет собой масштабную реформу, направленную не только на повышение безопасности дорожного движения, но и на улучшение экологической ситуации. В центре внимания — три ключевых аспекта: строгая проверка надежности крепления грузов, более жесткий контроль выбросов вредных веществ и широкое внедрение цифровой документации для грузовых транспортных средств. Предполагается, что эти изменения, которые Еврокомиссия планирует ввести в действие в ближайшем будущем, приведут к существенному снижению числа ДТВ. По оценкам комиссии, принятие этого пакета мер способно спасти до 7000 человеческих жизней в период с 2026 по 2050 год. Это впечатляющие цифры, которые подчеркивают масштаб и важность данной реформы.

Одним из самых значимых изменений станет обязательная проверка надежности крепления грузов во время дорожных инспекций. Это потребует от инспекторов не просто визуального осмотра, а тщательной оценки стабильности груза при различных условиях — во время движения, на подъемах, и, что особенно важно, при потенциальном столкновении. Инспекторам предстоит оценить минимально допустимое смещение груза относительно кузова, учитывая его вес, форму, и тип креплений. Для обеспечения единообразия подхода и высокого качества проверок государства-члены ЕС должны будут провести специальное обучение и аттестацию своих инспекторов, оснастив их необходимыми знаниями и навыками по оценке безопасности крепления грузов. Этот аспект реформы является критически важным для предотвращения опасных ситуаций на дорогах, связанных с неправильно закрепленным грузом.
Другим не менее важным пунктом реформы является жесткий контроль выбросов загрязняющих веществ грузовыми автомобилями. Особое внимание уделяется дизельным двигателям большой мощности, которые являются значительным источником загрязнения воздуха. Для идентификации транспортных средств с повышенным уровнем выбросов, Европейская комиссия планирует переход от традиционных тестов на непрозрачность выхлопа к более точным анализам содержания твердых частиц в выхлопных газах.
Наконец, реформа предусматривает широкое внедрение цифровой документации для грузовых транспортных средств. Это позволит упростить процедуры контроля и снизить административную нагрузку на перевозчиков, повысив при этом эффективность и прозрачность логистических процессов. Переход на цифровую систему документации — еще один важный шаг в создании более современной и эффективной транспортной инфраструктуры в Европейском Союзе.
Также Европейская комиссия выступила с инициативой, которая потенциально может серьезно изменить жизнь автовладельцев в странах Европейского Союза. Речь идет о предложении ввести ежегодный технический осмотр для легковых и грузовых автомобилей старше десяти лет. В настоящее время ситуация в разных странах ЕС разнится.
В некоторых государствах-членах уже практикуется ежегодный техосмотр для старых автомобилей, что, по мнению Еврокомиссии, способствует повышению безопасности дорожного движения и снижению уровня вредных выбросов в атмосферу. Германия, например, проводит техосмотр таких автомобилей лишь раз в два года. Предложение Еврокомиссии направлено на унификацию требований и повышение стандартов безопасности на всей территории ЕС. Главная цель этого нововведения — уменьшить количество автомобилей, представляющих угрозу для безопасности дорожного движения и окружающей среды.
ETSC, известный своей приверженностью к строгим стандартам безопасности, пошел еще дальше, предложив начинать ежегодные проверки уже с шестилетнего возраста автомобиля. Это предложение, еще более радикальное, чем инициатива Еврокомиссии, вызвало еще больше споров и дискуссий. Предложение ETSC не ограничивается легковыми автомобилями. Для коммерческого транспорта предлагается регулярная выборочная проверка на дорогах. Цель таких проверок — обеспечить выявление и устранение нарушений технических норм эксплуатации коммерческого транспорта, что, по мнению ETSC, является необходимым условием для повышения безопасности на дорогах и предотвращения крупных аварий с участием грузовых автомобилей.
Параллельно с вопросами техосмотров, Еврокомиссия продвигает идею цифровизации транспортной документации. Планируется создание единой европейской платформы, на которой будут храниться электронные версии регистрационных документов и сертификатов о прохождении техосмотров. Это позволит значительно упростить процедуру проверки документов, снизить риск подделок и, что немаловажно, обеспечить доступ к информации о техническом состоянии транспортных средств в режиме реального времени. Система будет также фиксировать данные о пробеге автомобиля, которые будут поступать не только со станций техобслуживания, но и от авторизованных сервисных центров и производителей. Производители автомобилей, подключенных к этой платформе, будут обязаны регулярно передавать данные о пробеге, чтобы предотвратить манипуляции с показателями одометра, что является распространенной практикой на вторичном рынке автомобилей.
Международный союз IRU, представляющий интересы транспортных компаний, выразил осторожный оптимизм по поводу предложенных реформ. Там подчеркнули необходимость баланса между обеспечением безопасности и предотвращением чрезмерных финансовых расходов для транспортных предприятий. В целом, предложенные изменения — это сложный и многогранный вопрос, требующий тщательного анализа и всестороннего обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Впереди ждет длительная дискуссия, по итогам которой будет принято решение, которое существенно повлияет на автовладельцев и транспортную отрасль всей Европы.