Электронная маркировка товаров – возможности и риски

Чипизация, или сплошная маркировка товаров, сторонниками этого метода провозглашается как универсальный способ, который позволит решить целый ряд существующих проблем, в частности избавиться от незаконных схем производства и продажи товаров внутри страны, а также убрать с прилавков незаконно импортированные иностранные товары.

Электронная маркировка товаров – возможности и риски

Разработкой системы маркирования занимается Федеральная налоговая служба, которая напрямую заинтересована в электронных технологиях, позволяющих контролировать и пресекать мошенничество и уклонение от уплаты налогов и сборов. Нет ничего удивительного в том, что ФНС, последовательно выступавшая за всеобщую маркировку товаров, решила воплотить эту меру в жизнь.

Чипизация на самом деле может оказаться действенной мерой, особенно на первоначальном этапе, в частности это позволит более точно контролировать товары, сбываемые на российском рынке и снизить количество продаж, которые не проводятся по контрольно-кассовым аппаратам. В то же время, повальное маркирование имеет и негативную сторону, ведь на смену нынешним мошенникам придут те, кто сумеет подделать не только сам продукт, но и его чип.

По мнению специалистов, маркировка позволит если не полностью ликвидировать незаконный импорт, то, как минимум существенно снизить его количество, конечно, при условии, что инициатива власти будет поддержана представителями бизнеса и общественности. Именно в отношении общества к чипизации товаров на данный момент и существует основная проблема, ведь многим лидерам мнений эта мера кажется преждевременной и чрезмерной. На данном этапе речь, скорее, идет о применении технологии, уже работающей на товарах класса люкс – присвоении каждой единицы продукции индивидуального серийного номера. По нему в любом фирменном магазине можно проверить не только оригинальность товара, но также то, насколько законно он попал в страну, был ли растаможен и т.д.

Главный вопрос заключается в целесообразности присвоения любому товару индивидуального электронного номера. В первую очередь, от таких нововведений могут пострадать сами покупатели, которых повальная чипизация вроде бы должна защищать. Электронная маркировка, безусловно, станет стрессом для производителей, а вполне ожидаемой реакцией на него станет повышение цен, которое можно однозначно назвать самым прогнозируемым, но не единственным риском внедрения системы чипирования.