Движение автотранспорта активизировалось
Поток импорта автотранспортом на данный момент удалось наладить. В данном отношении Россию очень выручили Казахстан и Турция. Сейчас это — 2 основных направления для соответствующей сухопутной доставки груза.
По результатам первого квартала 2023 года перевозчики в сфере автомобильных доставок заметили значительный рост импорта из близлежащих дружественных стран при одновременном снижении экспорта, увеличении внутренних перевозок и некотором повышении ставок. Основными направлениями стали Казахстан, из которого объем ввоза в нескольких категориях вырос в 13 раз, Кыргызстан, Турция, Беларусь и Китай. Таким образом, участники рынка считают, что «чувствительные потери» автомобильных транспортных потоков в связи со странами ЕС уже в определённой степени или полностью, в зависимости от направления, компенсированы грузооборотом со странами СНГ и дружественными странами.
Иными словами, из-за некоторых факторов, таких как снижение экспорта и повышение ставок, автоперевозчики перенаправили свой фокус на импорт из соседних дружественных стран, таких как Казахстан, Киргизия, Турция, Беларусь и Китай. Это позволило компенсировать потери в транспортных потоках связанных со странами ЕС и сохранить доходы.
Что происходит в России?
Данные биржи грузоперевозок ATI.SU свидетельствуют о значительном росте грузоперевозок внутри России в первом квартале текущего года. Рост составил 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате многие участники рынка пришли к выводу, что основными причинами роста являются указанные ниже факторы.
Во-первых, одной из причин может стать снижение грузопотока в авиадоставках. Это связано с тем, что многие страны ограничивают воздушное сообщение с Россией, что может привести к увеличению объемов перевозок другими видами транспорта. Плюс не стоит забывать о недоступности многих аэропортов.
Во-вторых, наблюдается переориентация логистики. В условиях сложной геополитической ситуации и ограниченности международных перевозок, компании стараются использовать внутренние маршруты для перевозки грузов. Это позволяет не только снизить затраты на логистику, но и сократить время доставки.
В-третьих, рост внутреннего туризма также способствует увеличению объемов грузоперевозок. Недоступность многих зарубежных стран вынуждает многих россиян отказаться от поездок за границу и отправиться в отпуск внутри страны. В связи с этим возросли объемы перевозки грузов, связанных с туристической инфраструктурой, например, с перевозкой багажа и других грузов, связанных с туризмом.
Спрос на доставку из других стран тоже растёт
Запросы на доставку грузов из других стран выросли на 40%, что еще быстрее, чем внутренние грузоперевозки. Наиболее востребованными направлениями стали Казахстан (трехкратное увеличение) и Кыргызстан (двукратное). Также заметный рост спроса на доставку грузов показали Армения (почти 80%), Беларусь (65%), Турция (почти 64%) и Узбекистан (59%).
Очень важным направлением остаётся Китай. Рост по данному направлению стал почти двукратным. Автомобильная доставка из этой страны интересует всё большее количество российских компаний, даже несмотря на то, что традиционно — это далеко не самое выгодное решение.
Что происходит с экспортом?
Экспорт упал, но в целом на 8%. Компенсация стала возможной благодаря Турции, где грузоперевозки возросли на 213%. На треть вырос поток грузов в Грузию, в Кыргызстан — на более чем 40%. Нужно отметить, что поток грузов по направлению в Армению возрос почти на 60%, в Казахстан — на 45%. Также довольно хорошая тенденция наблюдается в отношении Узбекистана: 68%.
Что можно говорить о тенденциях?
Глава и основатель ATI.SU Вильде считает, что если новых потрясений не будет, то рост на внутренних направлениях продолжится. В отношении международных грузоперевозок сохранится тенденция за счёт дружественных стран СНГ и Востока.
Ситуация с перевозками может измениться в зависимости от эффективности новых пакетов санкций. Если будут введены жесткие ограничения, то возможен замедленный рост или даже полная остановка перевозок на отдельных направлениях.
Pony Express сообщил, что видит такую же картину. Также компания отметила большую роль В2В-сегмента. DPD подтверждают обозначенные оценки. При этом экспорт из ЕС сократился более чем на 60%. При этом, кроме стран Азии, значительный прирост показывают страны Ближнего Востока. Компания также отмечает, что экспортный поток, помимо перечисленных выше стран, увеличился ещё и в Монголию.
Однако общая картина сейчас — нестабильна. Она может поменяться по итогам второго квартала. Казахстан с 1 апреля вводит новые правила грузов, которые экспортируются в РФ. Пока что текущие выводы можно назвать скорее предварительными и промежуточными во многом.
На что стоит обратить внимание?
Общая картина для экономики, впрочем, не выглядит так радужно, как хотелось бы. Компании делают акцент в рамках установившихся тенденций на количественных показателях. Также возросли по многим направлениям суммы. Но голые цифры в рублях без понимания того, что за ними непосредственно стоит, мало что дают понять. Инфляция за текущий год оказалась существенной. Стоимость только внутренних автоперевозок за 1 квартал в РФ поднялась на 11%. Преимущественно это происходит в связи с ростом цен комплектующих: ремонт автомобилей становится всё более затратным.
Также многие детали в РФ просто не достать. Приходится везти из других стран, причём логистика нередко предполагает пересечение границы нескольких государств. Следовательно, транспортные расходы дополнительно возрастают. Да и детали приходится долго ждать. Поэтому стоимость грузоперевозок возрастает, что тоже находит своё отражение во многих показателях и отчётах. Вопрос в том, насколько выгоден такой импорт и экспорт, насколько сильно проседание по качеству.