В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Доходы в отрасли грузоперевозок выросли на 37%

В отечественных СМИ констатируется проблема дефицита профессиональных водителей-дальнобойщиков в России. Отмечается, что их нехватка достигает 27% от необходимого количества. Это приводит к тому, что все чаще грузоперевозки осуществляются не тяжелыми грузовиками, а малотоннажным транспортом. Такая тенденция в замене транспорта ведет к повышению тарифов на перевозки. При этом указывается, что вознаграждение, предлагаемое шоферам большегрузных машин, зачастую превышает зарплату ряда других профессий, таких как врачи или инженеры. Несмотря на дефицит водителей, отмечается, объемы перевозок не сокращаются и доходы транспортных компаний за год даже выросли на 37%

Доходы в отрасли грузоперевозок выросли на 37%
© Куликов Сергей/PhotoXPress.ru

Какую находят альтернативу?

Работа профессионального водителя грузовика сопряжена с жестким соблюдением норм и регламентаций. Постоянный контроль осуществляется как за грузоподъемностью и перевозимыми грузами, так и за соблюдением режима труда и отдыха благодаря тахографам. Законодательно закрепленный график работы и отдыха требует дисциплинированного подхода. Зарплата может быть существенной, однако для этого необходимо много физических и умственных усилий: соблюдать все нормативные требования, оперативно планировать маршруты и сроки доставки, учитывать множество ограничений. Только при добросовестном выполнении всей совокупности требований работа дальнобойщика может приносить стабильный доход.

Кадровый голод точит рынок

С экономической точки зрения перевозка товаров крупнотоннажными грузовиками является более выгодной по сравнению с мелким транспортом. Однако из-за дефицита профессиональных водителей на дальние перевозки часть грузопотоков переходит на микроавтобусы и легковые фургоны. Такая тенденция, вызванная нехваткой квалифицированных кадров, приводит к использованию менее оптимальных видов транспорта с точки зрения экономии. Это, в свою очередь, неизбежно влияет на конечную стоимость доставки товаров, которая растёт, пусть и незначительно. Так, дефицит специалистов заставляет отказаться от наиболее выгодных в экономическом плане перевозок, увеличивая издержки логистических компаний.

Дефицит перевозок крупного тоннажа, вызванный нехваткой водителей соответствующей категории, сказывается прежде всего на компаниях, осуществляющих единичные или нерегулярные заказы доставки. Им существенно сложнее в таких условиях найти свободное транспортное средство под заказ либо договориться о выгодном тарифе. В то время как компании, работающие на долгосрочной основе в формате сетевой торговли или крупных поставок, зачастую имеют устойчивые деловые связи либо с крупными транспортными операторами, располагающими большим парком и экипажами, либо собственную логистическую службу.

Такая ситуация на рынке грузоперевозок оказывает негативное влияние на конкурентоспособность небольших компаний и самозанятых предпринимателей. Им сложнее планировать свою деятельность и расширять бизнес, так как затруднен доступ к крупнотоннажным перевозкам по приемлемой цене. Это создаёт дополнительные барьеры для развития малого и среднего бизнеса, затрудняет выход новых участников на рынок, особенно в отраслях, связанных с физической доставкой продукции. В условиях дефицита перевозчиков уязвимы именно небольшие компании, что может негативно повлиять на конкуренцию в целом отрасли и её инновационное развитие.

Эксперты отмечают, что частные перевозчики на легких грузовиках не могут полностью заменить профессиональных водителей крупнотоннажного транспорта. Привлечение водителей «Газелей» может частично решать проблему дефицита кадров в некоторых регионах, так как таких шоферов проще нанять. Однако для перевозок опасных грузов либо в сложных дорожных условиях критически важен именно профессионализм и компетенции опытных дальнобойщиков. Только у них есть необходимые знания, навыки вождения большегрузным транспортом, а также соответствующие разрешения. Поэтому заменить их легковыми грузовиками, не обладающими такими компетенциями, не представляется возможным.

Существует всего два пути преодоления дефицита водителей дальнобойщиков - подготовка собственных кадров и привлечение мигрантов. Общественная организация «Водители России» разрабатывает программу по наращиванию контингента за счет учащихся сельских профессиональных автошкол, что может расширить возможности молодежи. Однако сельские жители чаще предпочитают менее сложную работу шофера малотоннажного транспорта, полагая, что она даст свободу передвижения и схожий заработок.

Эксперты отмечают, что привлечение автоперевозчиков-мигрантов требует тщательного подхода. Без должной квалификации и опыта работы такие водители могут чаще нарушать правила дорожного движения и требования безопасности. Это может привести к учащению дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, мигранты готовы работать за меньшую заработную плату без оформления трудовых договоров и разрешений, тем самым способствуя расцвету теневого сектора и уменьшению поступлений в бюджет. Поэтому использование труда иностранных водителей требует четкого регулирования и контроля со стороны государства.

Эксперты отмечают, что в условиях дефицита водителей у транспортных компаний возрастают налоговые риски. Для привлечения кадров работодатели вынуждены идти на различные схемы оплаты труда в теневом секторе, например, завышенные компенсации, неучтенные сверхурочные или неофициальные премии. Это не позволяет полностью учесть реальный фонд оплаты труда при расчете налогов и страховых отчислений. В результате растет уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджет, что негативно сказывается на соблюдении налогового законодательства компаниями. Всё перечисленное создаёт дополнительные проблемы для бизнеса, которых и так немало.