Для иностранных грузоперевозчиков вводится механизм контроля
С 1 марта 2024 года в России вступает в силу новая система, касающаяся каботажных перевозок, которая значительно изменит правила для иностранных автоперевозчиков, особенно из стран ЕАЭС. Согласно новым требованиям, фуры из этих стран смогут осуществлять внутренние грузоперевозки, но с определенными ограничениями. В частности, они смогут выполнять не более трех последовательных рейсов в течение семи дней, начиная с момента первой выгрузки на территории России. Каждая поездка должна быть документально подтверждена транспортной накладной и должна быть частью логистической цепочки, ведущей к следующей погрузке или границе. Однако это нововведение сопровождается жесткими мерами по контролю и соблюдению правил.

В случае, если у иностранных перевозчиков будут неоплаченные штрафы, например, за перегруз, их выезд из России будет заблокирован. Это решение стало ответом на проблему с перегрузами, которая была актуальна для многих автоперевозчиков. Минтранс намерен активно наказывать иностранных перевозчиков за нарушения, что, по мнению властей, поможет создать более справедливую конкурентную среду на рынке грузоперевозок. Ространснадзор, контролирующий соблюдение правил, получит полномочия задерживать иностранные фуры на всей территории России в случае наличия долгов. Для этого уже разработаны и приняты необходимые нормативно-правовые акты.
На данный момент существуют проблемы с синхронизацией баз данных Ространснадзора и ФТС. Это приводит к тому, что информация о штрафах может не поступать вовремя или вообще не доходить до перевозчиков, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с российскими компаниями. С введением системы каботажных перевозок ожидается, что количество иностранных транспортно-логистических компаний, работающих на российском рынке, значительно увеличится. Это может привести к усилению конкуренции, но также и к рискам для российских перевозчиков, которые могут столкнуться с неравными условиями. Важно отметить, что перевозка опасных грузов иностранными ТЛК будет под запретом, что также может повлиять на структуру рынка и типы грузов, которые будут перевозиться. В случае нарушения условий каботажных перевозок, иностранные компании могут быть лишены права на осуществление деятельности в России на срок до одного года с момента выявления нарушения. Это создает дополнительные стимулы для соблюдения правил и стандартов, которые будут установлены для работы на российском рынке.
Иностранные компании, работающие в России, будут обязаны соблюдать те же правила, что и их российские коллеги. В частности, они должны будут проходить весогабаритный контроль, оплачивать проезд через систему «Платон», а также уплачивать все штрафы, включая значительные суммы за перегруз, которые могут достигать 600 тысяч рублей. На данный момент иностранные перевозчики не подвергаются штрафам за превышение допустимой нагрузки, что создает определенные преимущества для них по сравнению с российскими компаниями.
Участники рынка выражают сомнения относительно эффективности новых требований, введенных Министерством транспорта. Трудности с начислением штрафов за перевес остаются одним из основных конкурентных преимуществ иностранных компаний. Дело в том, что иностранные перевозчики не могут быть оштрафованы на пунктах автоматического весогабаритного контроля (АПВГК), которые работают в режиме реального времени и передают данные о взвешивании в ЦАФАП для составления протоколов. Система, используемая в России, не имеет доступа к базам данных иностранных компаний, что затрудняет процесс поиска владельцев транспортных средств и требует значительных трудозатрат.
Еще в 2024 году была поставлена задача внедрения функции автоматического учета иностранных номеров на АПВГК, однако, по состоянию на текущий момент, эта система, предположительно, находится на стадии реализации. Это создает существенное неравенство между российскими и иностранными транспортными компаниями. В настоящее время российские дальнобойщики подвергаются автоматическому штрафованию на АПВГК за превышение весогабаритных норм с существенными суммами штрафов — от 375 000 до 600 000 рублей (по сравнению с прежними 250 000 — 400 000 рублей). Это обусловлено функционированием автоматизированных систем контроля на АПВГК, которые эффективно фиксируют нарушения российских транспортных средств.
Однако для иностранных перевозчиков ситуация кардинально иная. Отсутствие автоматизированного контроля на АПВГК для иностранных номеров оставляет значительный пробел в системе надзора. Взыскания за превышение весогабаритных параметров применяются крайне редко, преимущественно в рамках плановых рейдов инспекторов Ространснадзора, которые проводятся нерегулярно и не охватывают все участки дорог. Эта ситуация создает существенное конкурентное преимущество для иностранных ТК перед российскими. Это неравенство создает риски для развития транспортной инфраструктуры России. Иностранные перевозчики получают возможность систематически игнорировать требования Минтранса к весогабаритным параметрам, осуществляя перевозки с перевесом. Такая практика, несмотря на наносимый ущерб дорожному покрытию, позволяет им значительно экономить на транспортных расходах и снижать тарифы, приобретая конкурентное преимущество на рынке грузоперевозок. Ситуация усугубляется дополнительными преимуществами иностранных перевозчиков из стран ЕАЭС. Они имеют доступ к более низким лизинговым платежам за транспортную технику и выгодным кредитным программам.
Таким образом, несмотря на введение новых правил, ситуация на рынке остается сложной. Иностранные перевозчики по-прежнему могут извлекать выгоду из существующих пробелов в законодательстве, что ставит российских перевозчиков в невыгодное положение. Это подчеркивает необходимость дальнейшей работы по совершенствованию системы контроля и уплаты штрафов, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка. Кроме того, важно отметить, что изменения в законодательстве могут повлиять не только на конкурентоспособность компаний, но и на общую безопасность на дорогах. Ужесточение контроля за нарушениями и штрафами должно способствовать снижению числа правонарушений, что, в свою очередь, положительно скажется на состоянии дорожной инфраструктуры и безопасности дорожного движения в целом. В конечном итоге, успешная реализация новых норм требует не только технической доработки систем контроля, но и активного взаимодействия между различными государственными органами, а также между российскими и иностранными перевозчиками. Это позволит создать более прозрачные и справедливые условия для всех участников транспортного рынка, что станет важным шагом к улучшению ситуации в отрасли в целом.