В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Дефицит кадров в логистике в России

В настоящее время отрасль автологистики в России сталкивается с существенной проблемой дефицита учебных заведений для обучения вождению большегрузных автомобилей, а также с проблемой изношенности учебно-тренажерной базы таких школ, что негативно сказывается на подготовке нового поколения профессиональных шоферов, обеспечивающих перевозки товаров по просторам страны по магистралям, автотрассам и шоссе. В связи с этим компании-перевозчики выражают серьезную озабоченность отсутствием достаточного количества учебных заведений для обучения вождению грузового транспорта и требуют усиления государственной поддержки развития инфраструктуры профессиональной подготовки кадров.

Дефицит кадров в логистике в России
© avto-shkola.net

Эксперты отрасли считают, что при текущих темпах ухудшения кадровой ситуации в автологистике необходимы срочные меры по корректировке системы подготовки водителей грузового транспорта, в том числе путем оптимизации сроков обучения профессии. Однако многие полагают, что одного лишь сокращения времени обучения будет недостаточно для полноценного решения проблемы дефицита квалифицированных шоферов и спасения отрасли в целом от дальнейшего ухудшения ситуации. Считается, что помимо сокращения сроков обучения необходим комплекс мер по обновлению материально-технической базы автошкол, повышению престижности профессии и уровня заработной платы водителей, а также привлечению государственных инвестиций для развития инфраструктуры подготовки кадров.

В 2022 году по сравнению с предыдущим годом число профессиональных водителей, имеющих квалификацию для управления грузовым автотранспортом различной грузоподъемности, в том числе с прицепами (категории «Е», а также «ВЕ», «СЕ» и др.), сократилось на астрономические 83%, что говорит об экстремально острой нехватке квалифицированных кадров. По сути свидетельствует об угрожающем кризисном состоянии всей отрасли автомобильных перевозок, поскольку резкое сокращение численности профессиональных шоферов делает невозможным обеспечение эффективной работы всей транспортной инфраструктуры и своевременной доставки грузов по стране, что негативно скажется на экономике в целом.

В 2022 году ситуация с дефицитом еще одной важной категории профессиональных водителей, а именно обладающих квалификацией «СЕ» для управления грузовым автотранспортом массой свыше 3,5 тонн, выглядела крайне тревожно. Дефицит таких специалистов на рынке труда по сравнению с 2021 годом достиг значения в 25%, что указывает на продолжающееся резкое сокращение числа квалифицированных водителей данной категории и, следовательно, еще больше усугубляет уже сложившийся драматичный кадровый кризис в отрасли автоперевозок, подрывая способность транспортной системы страны нормально функционировать.

Проблема острой нехватки профессиональных кадров тяготеет над логистическим сектором экономики на протяжении многих лет. Несмотря на постоянные усилия по подготовке новых водителей и специалистов, их число не может компенсировать растущий спрос на рабочую силу, обусловленный стабильным увеличением грузоперевозок внутри страны. В условиях устойчивого роста товарооборота и объемов перевозок между регионами потребность логистической отрасли в квалифицированных кадрах неуклонно нарастает, однако предложение рабочей силы соответствующей квалификации остается на прежнем низком уровне, обостряя долгое время существующий дефицит трудовых ресурсов и требуя от государства скорейшего решения этой стратегически важной проблемы.

В 2022 году потребность логистической отрасли в профессиональных водителях конкретных квалификаций резко возросла: так, спрос на шоферов, обладающих категорией «Е», увеличился на импрессивные 32%, дефицит водителей более легких грузовиков категорий «В» и «С» еще существеннее — на 39%, что указывает на обострение уже многолетней проблемы кадрового голода в логистическом секторе под воздействием активного увеличения объемов грузоперевозок и требований рынка к перевозочным мощностям, удовлетворить которые без резкого наращивания числа профессионалов становится все сложнее.

По мнению экспертов, дефицит профессиональных водителей, в частности категории «Е», обусловлен сразу несколькими факторами. Во-первых, неблагоприятной демографической ситуацией, когда большинство желающих трудоустроиться на данную должность превышают 45-летний возраст. А во-вторых, спецификой многогранного и ответственного труда водителя, подразумевающего частые длительные командировки, необходимость нести полную моральную и юридическую ответственность за дорогостоящую технику и перевозимые грузы, а также постоянные опасности на дорогах, что делает профессию малопривлекательной для молодых людей и затрудняет приток новых кадров.

Существует еще ряд структурных проблем в отрасли, обостряющих дефицит кадров. Так, наблюдается дефицит учебных заведений для подготовки водителей, а сроки их обучения остаются слишком продолжительными. Кроме того, отсутствуют гарантии трудоустройства по окончании, что отпугивает потенциальных соискателей. При этом даже те, кто всё-таки получает профессию, зачастую обучают на устаревшем оборудовании — старых тягачах и прицепах, что не обеспечивает современного уровня подготовки и не позволяет в должной степени освоить передовые технологии. Все перечисленные факторы осложняют привлечение молодых специалистов и ухудшение ситуации с дефицитом кадров.

Кроме того, одной из серьезных структурных проблем подготовки водителей является то, что будущих шоферов практически не обучают таким необходимым навыкам как безопасное и экономичное вождение, а также правильное и надежное крепление грузов, что значительно подрывает качество их профессиональной подготовки. В условиях, когда акцент делается лишь на освоение базовых умений управления транспортным средством, это не позволяет будущим водителям в должной степени освоить целый ряд критически важных аспектов своей работы, связанных с обеспечением безопасности перевозок и экономичной эксплуатации техники.