В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Дальнобойщики начали выражать недовольство дорожными весами

Транспортные компании и эксперты обращаются к правительству России с предложением временно отменить штрафы, выписываемые на основании данных автоматических пунктов весогабаритного контроля. По утверждению отраслевых специалистов, показания таких комплексов нередко бывают некорректными из-за технических сбоев или ошибок калибровки. Однако за превышение допустимых массы и габаритов грузового автотранспорта предусмотрены значительные денежные санкции, размер которых исчисляется сотнями тысяч рублей. Эксперты полагают, что до полной отладки алгоритмов функционирования автоматических постов необходим мораторий на накладывание штрафов на этой основе, чтобы избежать необоснованного наложения финансовых санкций на перевозчиков.

Дальнобойщики начали выражать недовольство дорожными весами
© monitoring-auto.ru

Помимо введения моратория на штрафы за нарушения весогабаритного режима, установленные с использованием автоматических постов, отраслевые эксперты выдвигают и другое предложение. Они считают необходимым скорректировать действующие нормативные требования к максимально допустимой нагрузке на автодороги общего пользования для коммерческих грузовых автомобилей. По мнению транспортников, текущие ограничения могут не учитывать реальные показатели грузоподъемности современного транспорта. Пересмотр этих норм мог бы позволить более рационально использовать возможности грузовиков, не нанося вреда транспортной инфраструктуре. Эксперты считают такую корректировку заслуживающей внимания.

Нельзя верить весам

АТЭС вместе с несколькими отраслевыми объединениями перевозчиков и общественными организациями направила открытое письмо Председателю Правительства России. В документе содержится просьба временно приостановить штрафы за нарушения правил перевозок, выявленные с помощью автоматических пунктов контроля весогабаритов. Авторы считают действующие требования к массе и размерам транспортных средств важными для повышения безопасности дорожного движения и сохранности дорожной инфраструктуры, но полагают целесообразным временный мораторий до отладки работы автоматических пунктов.

Есть свидетельства того, что действующая система контроля за соблюдением ограничений грузоподъемности большегрузных автомобилей нуждается в усовершенствовании. По оценкам руководства АТЭС, в ряде случаев оборудование автоматизированных постов весогабаритного контроля фиксирует завышенные показатели массы транспортного средства. При этом фактическая нагрузка может не превышать установленные нормативы. Такая ситуация приводит к необоснованному предъявлению претензий перевозчикам.

Следует отметить, что неточность показаний измерительной техники ставит под сомнение эффективность системы мониторинга соблюдения ограничений на массу перевозимого груза. Необходимо совершенствование технологий и алгоритмов работы данной системы.

Высказывается мнение, что неточности в показаниях весогабаритного оборудования могут быть обусловлены рядом факторов. В частности, это может быть связано с техническими проблемами в самой аппаратуре: какими-либо сбоями, неполадками, недостаточной калибровкой. Также на результаты измерений может влиять местная инфраструктура — изменения дорожного полотна или покрытия непосредственно на участках расположения постов. Кроме того, не исключается возможность внешних манипуляций со стороны третьих лиц, пытающихся преднамеренно исказить показания. Таким образом, есть риск технических и человеческих факторов, способных повлиять на точность работы измерительного оборудования.

Существует проблема, при которой перевозчики для предотвращения штрафных санкций вынуждены значительно снижать фактическую массу перевозимого груза по сравнению с допустимой. Тем не менее, даже снижение нагрузки до 20% от номинальной величины не всегда позволяет исключить риск получения необоснованных наказаний за якобы допущенный перегруз транспортного средства. Такая ситуация во многом обусловлена имеющимся риском неточности показаний весогабаритного оборудования.

Примеры неточности

Приводится яркий пример некорректных измерений автоматическим оборудованием весогабаритного контроля. При перевозке жидкого горючего в цистернах, объем которых и плотность груза хорошо известны и контролируются на нефтебазах и АЗС, допускается нормативная масса транспортного средства с запасом. Однако недавно такой автомобиль был зафиксирован с перегрузом на весогабаритном посту, несмотря на то, что фактически это физически невозможно: больше в цистерну просто не поместится. Это свидетельствует о неточности показаний оборудования.

Бывают ситуации, когда аппаратура весогабаритного контроля выявляет перегруз даже при отсутствии груза, и не единичные. Представитель одной из ассоциаций перевозчиков подтверждает, что жалобы на некорректную работу комплексов поступают на регулярной основе. Одной из серьезных проблем является затрудненность опротестования необоснованных штрафов, так как уведомление о перегрузе получают уже после завершения поездки, когда машина разгружена, что делает практически невозможным доказать свою правоту.

Для справедливого разрешения ситуаций, когда автоматические системы весогабаритных постов фиксируют превышение нормативов, целесообразно предусмотреть дополнительные площадки контрольного взвешивания в ручном режиме. На них водитель при необходимости сможет перегрузить часть груза в другое транспортное средство, если факт перегруза подтвердится. Это позволит точно установить реальную массу и избежать незаслуженного наказания. Кроме того, если груз сместился в пути, водитель получит возможность его правильно распределить в кузове так, чтобы не превышать лимиты по осям. Такая дополнительная процедура взвешивания и проверки в ручном режиме обеспечит справедливость и объективность контроля.