Цифровая трансформация транспортной отрасли
Правительство России утвердило стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. В соответствии с ней в 2023 году на платной трассе М-11 планируют обеспечить не менее 11 тысяч проездов беспилотных грузовиков.
Напомним, тестирование беспилотных грузовиков на этой трассе началось только в июне 2022 года всего с тремя машинами. К июлю их число должно было увеличиться до шести, а в 2024 году планируют задействовать еще 12 беспилотных грузовиков.
Преимущества
Беспилотные грузовики, в отличие от человека, не подвержены усталости или рассеянности во время управления. Они могут двигаться по заданному маршруту круглосуточно, строго соблюдая скоростной режим, дистанцию и все правила дорожного движения. Это позволит значительно снизить аварийность из-за ошибок водителей. Кроме того, искусственный интеллект, управляющий беспилотником, реагирует на дорожную ситуацию гораздо быстрее человека.
Использование беспилотных грузовиков позволит оптимизировать перевозки и существенно повысить эффективность логистики. Так, они могут двигаться в автоколоннах, следуя на минимальной дистанции друг за другом. Это уменьшит сопротивление воздуха и сэкономит топливо. Кроме того, маршруты движения беспилотников легко рассчитать для максимальной эффективности с учетом пробок, погодных условий и других факторов.
Использование беспилотных грузовиков позволит существенно сократить расходы на оплату труда водителей-дальнобойщиков. Это напрямую скажется на снижении себестоимости грузоперевозок. При этом эксплуатационные расходы на топливо и техобслуживание беспилотников могут быть даже ниже, чем для обычных грузовиков.
Беспилотный транспорт позволит увеличить плотность транспортного потока на дорогах. Автомобили смогут двигаться на минимальной дистанции друг от друга, оптимально используя полосы движения. Это существенно расширит пропускную способность автотрасс без строительства новых полос.
Переход на беспилотные грузоперевозки будет стимулировать активное внедрение новейших информационных технологий в логистику. Это касается средств связи, навигации, планирования маршрутов, удаленного мониторинга и управления автопарком в режиме реального времени. Такие инновации повысят общую эффективность отрасли.
Массовое внедрение беспилотных грузовиков приведет к формированию новых направлений бизнеса, специализирующихся на их обслуживании и сервисе. В частности, потребуются компании по разработке и обновлению программного обеспечения для управления такими автомобилями. Также может появиться рынок услуг по мониторингу и дистанционной техподдержке беспилотников в реальном времени. Необходима будет развитая сеть специализированных сервисных центров для обслуживания и ремонта таких машин. Рост числа беспилотных грузовиков создаст условия для появления новых бизнес-моделей в сфере их эксплуатации и сервисного обслуживания.
Недостатки
Массовый переход на беспилотные грузоперевозки приведет к существенному сокращению рабочих мест для профессиональных водителей большегрузных автомобилей. Многие из них могут остаться без работы. Это создаст социальную напряженность и потребует реализации программ по переобучению и трудоустройству таких водителей.
Для безопасного внедрения беспилотного транспорта потребуются обустройство дорог техническими средствами контроля и мониторинга, разработка новых правил дорожного движения и законодательных норм. Это потребует значительных финансовых и временных затрат, а также сложной координации между различными ведомствами и организациями.
Массовый переход на беспилотные грузоперевозки может встретить противодействие со стороны профессиональных водителей-дальнобойщиков. Опасаясь потерять работу из-за внедрения беспилотного транспорта, они могут выступать против таких нововведений. Возможны забастовки, пикеты на дорогах, отказ управлять «умными» машинами. Это может замедлить процесс перехода на беспилотные автомобили и потребует нахождения компромисса с водителями.
Смежные отрасли
Помимо внедрения беспилотных грузовиков, Россия планирует развивать и другие виды автономного транспорта. В частности, предполагается расширение использования беспилотных летательных аппаратов для доставки почты в труднодоступные регионы страны. К 2035 году планируется наладить экспорт отечественных беспилотных решений для авиационной логистики.
Еще одно перспективное направление — создание российского автономного портового флота. Уже с 2024 года будут спущены на воду первые суда, способные передвигаться без экипажа.
Еще одним важным направлением цифровизации логистики станет внедрение электронных навигационных пломб. Они позволят отслеживать местонахождение грузов в режиме реального времени и оперативно реагировать на несанкционированный доступ. Это повысит безопасность и контроль грузоперевозок.
Что может затормозить развитие?
Реализация планов по цифровой трансформации транспортной отрасли в России может столкнуться с рядом препятствий. В частности, это отсутствие передовых технологий в условиях санкций, недостаточное финансирование инфраструктуры в регионах, а также возможная инертность бизнеса во внедрении инновационных решений. Преодоление этих рисков потребует консолидации усилий государства и частного сектора по импортозамещению в IT-сфере, выравниванию уровня цифрового развития территорий и стимулированию спроса на цифровые услуги в логистике.
Цифровая трансформация транспортной отрасли в России — масштабная задача, требующая системного и взвешенного подхода. Успех будет зависеть от консолидации усилий государства и бизнеса. Только совместными усилиями можно реализовать задачу масштаба цифровой трансформации транспортной отрасли. Но в целом это вполне реально.