В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Что будет с рынком коммерческого транспорта в 2024?

В 2022 году российской рынок коммерческого транспорта претерпел заметные изменения по сравнению с турбулентным периодом 2020-2021 годов. После нестабильности прошедших лет индустрия автомобилестроения активизировалась, предложив потребителям широкий спектр моделей грузового транспорта. Благоприятные условия привели к ощутимому оживлению спроса: объем продаж коммерческих автомобилей значительно возрос. Предложение стимулировало рынок: производители представили новые разработки, расширив выбор потенциальных покупателей. Благодаря обилию представленных автомобильных моделей и улучшению экономической конъюнктуры отрасль коммерческого транспорта в России продемонстрировала скорее позитивную тенденцию.

Что будет с рынком коммерческого транспорта в 2024?
© tatarstan.ru

Укрепление позиций КНР

По итогам первых 10 месяцев 2022 года можно сделать следующий вывод: китайские производители коммерческого транспорта еще больше упрочили позиции. Кризисные явления 2022-2023 гг. стимулировали отложенный спрос и сделали возможности для продаж более выгодными, преимущественно для компаний, готовых немедленно поставлять технику. Положительную динамику показателей поддерживали доступное финансирование на фоне неопределенности с поставками из других стран. В условиях крупнейшей реструктуризации российского рынка коммерческого транспорта со времен СССР, китайские бренды наиболее эффективно задействовали свой товарный запас для стимулирования спроса и укрепления лидирующих позиций.

В 2022 году производители из КНР коммерческого транспорта значительно упрочили свои позиции на российском рынке, представив потребителям широкий спектр новых моделей грузового транспорта. Многие китайские бренды, которые ранее были малоизвестны российским водителям и перевозчикам, заполнили нишу на рынке, образовавшуюся после ухода европейских производителей, и предложили покупателям инновационные и конкурентоспособные по цене автомобили. Благодаря активным поставкам новинок от китайских компаний потребители получили значительно больший выбор марок коммерческого транспорта, что и способствовало усилению позиций КНР на российском рынке коммерческих грузовиков и фургонов.

Предстоит борьба за клиентов

В 2024 году ожидается замедление темпов развития рынка коммерческого транспорта России по сравнению с рекордными показателями 2023 года. Это связано не только с насыщением рынка автотехникой благодаря высоким продажам в текущем году. По прогнозам, в декабре на заключительном в году заседании Центральный банк РФ может принять решение об ужесточении денежно-кредитной политики путем подъема ключевой ставки с прежних 15% до 15,5%. Такая коррекция ставки вероятно негативно скажется на доступности финансирования приобретений коммерческого транспорта. Учитывая высокую базу сравнения 2023 года и более строгие условия кредитования, экспертный анализ предполагает снижение темпов роста объемов продаж грузового автотранспорта в 2024 году.

В наиболее вероятном сценарии 2024 года Центральный банк продолжит жесткую денежно-кредитную политику, несмотря на призывы дилеров к смягчению условий. В таком случае финансирование покупок коммерческой техники через кредиты и лизинг постепенно сворачивается. Это приведет к еще большему обострению конкуренции на рынке, так как производители будут вынуждены бороться за покупателей в условиях сокращения средств финансирования сделок. Период удачливых предложений и случайных успехов, характерный для рынка в 2022-2023 годах, должен завершиться. Предстоит время, когда отрасль откажется от нерыночных стратегий в пользу более прогнозируемого развития, основанного на реальном спросе и качественном обслуживании клиентов в условиях жесткой конкуренции.

В предстоящие годы конкуренция на рынке коммерческого транспорта России обострится. Выживание дилеров будет зависеть от профессионализма и гибкости в условиях определяющей роль жесткой конкуренции.

Основное противоборство, как и прежде, развернется между производителями Китая и России. При этом внутренняя борьба как в группах китайских, так и отечественных брендов приобретет новые острые очертания.

Интерес к китайской технике будет обусловлен множеством параметров. Тем не менее, КНР располагает возможностями смягчить негативные тенденции, активизировав поддержку своей экспансии на российский рынок через предоставление более доступного лизинга. Это даст китайским компаниям шансы компенсировать риски ужесточения условий финансирования и удержать позиции в условиях резко обострившейся конкуренции.

Согласно данным федеральной службы государственной статистики, в январе-сентябре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года производство грузовых автомобилей отечественными заводами увеличилось на 14% и достигло 118 тысяч единиц. Количество выпущенных седельных тягачей также возросло на 6%, составив 6,6 тысячи штук. Так, в первые девять месяцев 2023 года российские производители грузового транспорта продемонстрировали позитивную динамику ключевых производственных показателей по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года: объем выпуска грузовиков и седельных тягачей увеличился. Это свидетельствует о росте отраслевого производства в России.

В текущем году на российском рынке коммерческого транспорта обострилась взаимная борьба за позиции между ведущими в стране производителями грузовиков: ПАО «Камаз» и ПАО «Группа ГАЗ». Если ранее они разделяли сферы влияния, сосредотачиваясь каждый на своей нише, то теперь наблюдается тенденция взаимных попыток проникновения в традиционные сегменты друг друга путем представления конкурирующих моделей грузового транспорта, что усиливает конкурентную борьбу между этими российскими производителями в условиях жестких рыночных реалий. Так что будущее на российском рынке представляется бурным и активным.