В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Чего ожидают российские автоперевозчики от 2025 года?

Автоперевозчики в России сейчас сталкиваются с непростыми временами, однако многие из них продолжают сохранять оптимизм относительно будущего, особенно в 2025 году. Транспортная отрасль, как и многие другие, переживает настоящую лихорадку, которая затрагивает все ее сегменты. По данным, которые предоставили эксперты, около 30% автоперевозчиков уже выражают опасения по поводу возможного банкротства в следующем году. Основные причины, стоящие за этой тревожной статистикой, включают рост издержек, вызванный повышением ключевой ставки Центробанка, падение спроса на услуги перевозок и сокращение тарифов.

Чего ожидают российские автоперевозчики от 2025 года?
© bnpparibas.de

Хотя ситуация и не является критической, она все же далеко не простая. Причины многообразны, и одной из основных является кадровый голод, особенно среди водителей. По данным телеканала РБК, в тройку специальностей, которые испытывают наибольший дефицит, входят работники обрабатывающей промышленности, строители и, конечно, водители грузового транспорта. В связи с этим транспортные компании вынуждены предлагать повышенные заработные платы, чтобы привлечь и удержать квалифицированных сотрудников. Однако зарплаты водителей уже значительно превышают средние показатели по регионам, и дальнейшее их увеличение становится нецелесообразным. Это создает дополнительные трудности для компаний, которые должны искать пути оптимизации своих затрат.

Вторая значительная причина, влияющая на финансовое состояние перевозчиков, — это высокая ключевая ставка, которая ведет к увеличению лизинговых платежей. Это, в свою очередь, создает дополнительные финансовые нагрузки на компании, вынуждая их пересматривать свои бизнес-модели и, возможно, сокращать автопарки. В условиях текущей экономической ситуации многим компаниям придется задуматься о том, как оптимизировать свои расходы и, возможно, даже о частичном уходе с рынка. Кроме того, стоит отметить, что в последние годы в отрасли наблюдается и другая тенденция — цифровизация и автоматизация процессов. Многие компании начинают внедрять современные технологии для повышения эффективности работы. Например, системы управления транспортом (TMS) помогают оптимизировать маршруты, снизить расход топлива и улучшить взаимодействие с клиентами. Это, безусловно, может помочь в условиях повышенной конкуренции и растущих затрат. Однако переход к новым технологиям требует значительных инвестиций, что также может стать проблемой для компаний, находящихся на грани банкротства.

Сложившаяся ситуация может привести к тому, что некоторые мелкие перевозчики не смогут адаптироваться к новым условиям и будут вынуждены покинуть рынок, что, в свою очередь, создаст дополнительные возможности для крупных игроков.

Перевод в статус самозанятых часто используется как способ скрыть нарушения, связанные с трудовым законодательством. Это особенно актуально в ситуациях, когда, например, осуществляется так называемый «экспресс-рейд». В таких случаях два водителя поочередно управляют грузовым автомобилем, работая по 12 часов каждый, в то время как фура движется без остановок. Такой подход позволяет перевозчикам обходить правила, которые регулируют рабочее время и условия труда. В отличие от них, добросовестные перевозчики, работающие в «белой зоне», придерживаются норм Трудового кодекса и не могут позволить себе подобные практики.

Компании стараются донести свою позицию до регуляторов и органов власти различными способами. Важно наладить диалог, чтобы выработать совместные решения, которые помогут улучшить ситуацию в отрасли. В то же время, компании могут начать с оптимизации своего существующего автопарка, что позволит повысить общую эффективность работы. Это может включать более глубокую интеграцию и сотрудничество с другими игроками на рынке, что, в свою очередь, приведет к более рациональному использованию имеющихся ресурсов. Например, с помощью совместных маршрутов и объединения грузов можно значительно увеличить объем перевозок при меньших затратах. Несмотря на сложные условия, в Национальной ассоциации перевозчиков смотрят на следующий год с оптимизмом.

Однако для этого всем участникам рынка предстоит пройти определенный инерционный период адаптации. К октябрю-ноябрю следующего года ситуация должна улучшиться, если все вовремя включат свои ресурсы и резервы. Кризисы в сфере автоперевозок не являются новостью, и отрасль уже не раз сталкивалась с подобными вызовами. Тем не менее, вопрос заключается в том, какие именно потери понесут компании в этот раз. Прогнозы на следующий год указывают на возможную гонку за рабочими ресурсами и рост зарплат в различных секторах экономики. Это может привести к тому, что компании будут вынуждены предлагать более привлекательные условия труда, чтобы привлечь и удержать квалифицированных специалистов. В результате, интересный вопрос заключается в том, кто выйдет победителем из этой гонки.

Важно понимать, что не только перевозчики, но и другие отрасли будут конкурировать за рабочую силу. Например, сферы IT, строительства и услуг также будут стремиться привлечь лучших специалистов, что может создать дополнительное давление на рынок труда. В таких условиях компании будут вынуждены адаптироваться к новым реалиям, пересматривая свои стратегии и подходы к управлению персоналом. В конечном итоге, успех в этой борьбе за кадры будет зависеть от способности компаний не только предложить конкурентоспособные зарплаты, но и создать привлекательные условия труда, включая гибкий график, возможности для профессионального роста и развития, а также поддержку со стороны работодателя. Это станет важным фактором для удержания талантливых сотрудников, что в свою очередь повлияет на общую устойчивость и конкурентоспособность компаний в условиях меняющегося рынка.

Автоперевозчики в России находятся в сложной ситуации, но при этом сохраняют надежду на улучшение в будущем. Оптимизация затрат, внедрение новых технологий и привлечение квалифицированных кадров — это ключевые факторы, которые могут помочь компаниям выжить в условиях кризиса и даже выйти на новые уровни эффективности. Важно, чтобы государственные органы также поддерживали отрасль, создавая условия для ее стабильного развития.