В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

C 14 июня по трассе между Москвой и Питером осуществляются беспилотные грузоперевозки

14 июня 2023 года состоялось знаковое событие для российской логистической системы. На платной трассе М-11 стали доступны беспилотные грузоперевозки. Первыми на трассу вышло всего 4 тяга. Доставка груза будет происходить между столицей и Питером. Эти города были выбраны неслучайно: сказалась и их значимость для страны, и возможность привлечь внимание к громкому проекту на самом высоком уровне. Для дальнейшего развития беспилотных грузоперевозок необходимо инвестирование, интерес в плане финансовых вливаний. А для этого нужно широкое освещение в прессе.

C 14 июня по трассе между Москвой и Питером осуществляются беспилотные грузоперевозки
© Наталья Вязовкина / «Фонтанка.ру»

Почему вокруг этой темы столько ажиотажа?

Беспилотные грузоперевозки означают ряд существенных достоинств, включая повышенную безопасность, улучшенную эффективность и производительность, а также экономическую целесообразность. Они обеспечивают автоматизированную и непрерывную работу без риска человеческой ошибки, сокращают время доставки и увеличивают пропускную способность дорог, а также могут привести к снижению затрат на перевозку грузов. Кроме того, беспилотные грузовики могут быть оснащены передовыми системами безопасности, что способствует снижению аварий и спасению жизней. В целом, беспилотные грузоперевозки обладают потенциалом изменить и улучшить логистическую отрасль, делая ее более эффективной, безопасной и экономически выгодной.

Что конкретно произошло?

В рамках экспериментального правового режима (ЭПР), введенного осенью 2022 года на трассе М-11 в России, четыре магистральных грузовика «КамАЗ» занялись беспилотной доставкой коммерческих грузов, следуя заранее согласованному маршруту. Для развития проекта также включились такие перевозчики, как Global Truck, «ПЭК» и «Газпромнефть-Снабжение». Этот эксперимент не требует изменений в законодательстве, но подразумевает необходимость рассмотрения ряда вопросов, связанных с законодательным регулированием, такими как страхование грузов и транспорта. Это важная инициатива, которая стремится установить новые стандарты в грузоперевозках, улучшая их эффективность, безопасность и экономическую выгоду. Эксперимент на трассе М-11 предоставляет ценные данные и опыт, необходимые для будущего развития и внедрения беспилотных грузоперевозок в России.

Вопрос тестирования

В рамках проекта по беспилотной доставке грузов в России приняты строгие меры безопасности. Интеллектуальные автомобили вводятся на трассу только после многократного успешного тестирования на закрытом полигоне и прохождения сертификации. Каждый автомобиль сопровождается детальной инструкцией, которая описывает штатные условия эксплуатации, включая окружающую среду, инфраструктуру и метеорологические условия. Все эти компоненты неотъемлемы для безопасного беспилотного вождения. Тестирование проводится поэтапно, включая различные маршруты, и уже было протестировано на Восточно-Мессояхском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе. Компания «Сберавтотех» также проводит испытания и планирует внедрение на трассу М-11 «Нева». Беспилотные грузовики будут двигаться в общем потоке, но отличаться специальным знаком «Автономное управление». Это позволяет оценить производительность и безопасность перед коммерческим использованием.

Эксперты напоминают о рисках

Беспилотная доставка грузов, хотя и обладает значительными потенциальными преимуществами, также сопряжена с определенными рисками. Одним из основных рисков является недостаточная надежность и безопасность технологии автономных систем, которые могут быть подвержены сбоям или непредвиденным ситуациям на дороге.

Также существует возможность хакерских атак, нацеленных на взлом и манипуляцию с автономными грузовиками. Подобные инциденты могут вызвать серьезные последствия, включая потенциальные аварии и угрозы безопасности.

Кроме того, возникают вопросы юридической ответственности и страхования, связанные с автоматизированной системой управления и дорожными происшествиями, а также проблемы, связанные с принятием обществом новой технологии и ее взаимодействием с людьми на дороге. Успешное внедрение беспилотных грузоперевозок требует комплексного рассмотрения этих рисков и разработки соответствующих мер безопасности и регулирования.

Поиски путей решения

Эксперты отметили в рамках освещения темы в контексте происходящего ПМЭФ поиск путей решения снижения рисков. Для решения потенциальных проблем, связанных с беспилотными грузоперевозками, необходимо предпринять следующие меры и стратегии. Во-первых, важно провести тщательное тестирование и сертификацию беспилотных грузовиков на закрытых полигонах. Это позволит выявить потенциальные проблемы и обеспечить безопасность автомобилей перед их введением на дороги. Во-вторых, необходимо обеспечить обучение и тренировку водителей и персонала, чтобы они правильно взаимодействовали с системой автопилота и умели реагировать на возможные ситуации.

В-третьих, беспилотные грузовики требуют усиленного обслуживания и технической поддержки. Разработка четкого плана обслуживания, регулярные проверки и обновления программного обеспечения помогут минимизировать возможные технические сбои и обеспечить надежную работу автомобилей. В-четвертых, необходимо разработать соответствующее законодательство, которое установит стандарты безопасности, ответственности и страхования для беспилотных грузоперевозок, а также определит правила взаимодействия таких автомобилей с другими участниками дорожного движения.

В-пятых, важно проводить информационную кампанию и обеспечить общественное принятие беспилотных грузоперевозок. Публичные консультации, обратная связь и информирование о преимуществах и рисках помогут создать доверие и поддержку со стороны общества и заинтересованных сторон. В-шестых, постепенное внедрение и мониторинг беспилотных грузоперевозок на дорогах являются важными шагами. Постепенное внедрение на ограниченных участках и маршрутах позволит собрать данные и опыт, а также учесть реакцию общества и внести необходимые коррективы перед расширением программы на коммерческую трассу.

Несмотря на все риски, направление беспилотных грузоперевозок активно развивается в настоящем. Над ним нужно довольно активно работать. В РФ запланировано к 2030 году наладить активную беспилотную грузоперевозку по целому ряду направлений.