В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Амбициозный эксперимент цифровизации мультимодальных перевозок в России

В условиях глобальной перестройки логистических цепочек и переориентации российских грузопотоков на Восток Правительство РФ запускает масштабный эксперимент по цифровизации мультимодальных перевозок. С 1 августа 2024 года планируется переход на электронный документооборот при оформлении грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Амбициозный эксперимент цифровизации мультимодальных перевозок в России
© secureservercdn.net

Центральным элементом этой инициативы станет Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). В рамках эксперимента будут протестированы различные функциональные возможности платформы, включая выдачу разрешительных и товаросопроводительных документов в режиме «одного окна», сбор и верификацию информации о перевозчиках, а также формирование их рейтинга на основе данных о выполненных перевозках. Платформа призвана устранить существующие барьеры между различными видами транспорта, обеспечивая единое информационное пространство для всех участников логистической цепочки. Это позволит оптимизировать маршруты, сократить время доставки грузов и снизить издержки.

Полная цифровизация документооборота позволит отказаться от бумажных носителей, ускорит процессы оформления грузов на границе и упростит взаимодействие между участниками перевозок. Открытость информации о перемещении грузов, доступная на платформе, повысит уровень доверия между участниками рынка, а также позволит государству эффективнее контролировать грузопотоки.

Внедрение НЦТЛП будет способствовать интеграции российской транспортной системы в глобальное логистическое пространство, упростит взаимодействие с зарубежными партнерами и повысит привлекательность России как транзитного хаба. Успешная реализация эксперимента станет важным шагом на пути к созданию современной, эффективной и конкурентоспособной транспортно-логистической системы России.

Несмотря на очевидные преимущества, проект цифровизации грузоперевозок сталкивается с рядом сложностей. Одной из главных задач станет обеспечение совместимости НЦТЛП с уже существующими информационными системами компаний-грузоперевозчиков. Хранение большого объема конфиденциальных данных на платформе потребует создания надежной системы кибербезопасности для защиты от несанкционированного доступа и кибератак.

Тем не менее, потенциал проекта огромен. Цифровизация мультимодальных перевозок — это не просто технологическая модернизация, а комплексная трансформация всей отрасли, которая позволит России занять лидирующие позиции на глобальном рынке транспортно-логистических услуг. Эта инициатива обещает решить ряд застарелых проблем и открыть новые возможности для российских перевозчиков. Основная задача создаваемой платформы – обеспечить электронный обмен транспортными документами и разрешениями, что значительно упростит взаимодействие российских компаний с партнерами из стран БРИКС, ШОС и АСЕАН. На сегодняшний день отсутствие единой цифровой среды для обмена документами является серьезным препятствием для развития международной торговли и логистики. Помимо этого, платформа призвана унифицировать сами перевозочные документы как с точки зрения их перечня, так и содержания. Это позволит сократить временные затраты на оформление грузов, исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, и повысить прозрачность всей цепочки поставок. Важно отметить, что российская платформа разрабатывается с учетом опыта Китая и Индии, где уже существуют аналогичные системы. Это позволит обеспечить ее интеграцию с транспортными системами этих стран, что откроет новые горизонты для сотрудничества и развития международных транспортных коридоров.

Многие компании инвестировали значительные средства в разработку собственных систем сопровождения грузов и их интеграцию с таможенными органами. Переход на единую федеральную платформу потребует от них дополнительных затрат на адаптацию своего IT-ландшафта, что может вызвать сопротивление со стороны бизнеса. Кроме того, возникает вопрос о том, насколько новая платформа будет учитывать накопленный компаниями опыт решения пограничных формальностей. На сегодняшний день многие вопросы решаются перевозчиками самостоятельно, и важно, чтобы этот опыт был учтен при "стыковке" российской системы с иностранными логистическими операторами.

Еще один важный аспект — передача контроля над системой подачи заявок на железнодорожные перевозки от РЖД "внешнему" федеральному оператору. С одной стороны, это может повысить прозрачность и эффективность внутренних процессов на железной дороге. С другой стороны, вызывает опасения по поводу возможного роста тарифов и снижения качества услуг.

Новая платформа повысит безопасность перевозок, снизит уровень мошенничества и повысит конкурентоспособность российских компаний на международном рынке.

Успешная реализация проекта потребует комплексного подхода и учета интересов всех заинтересованных сторон. Важно наладить конструктивный диалог с представителями логистических компаний, чтобы учесть их потребности и опасения при разработке и внедрении новой платформы. Необходимо обеспечить плавный переход на единую платформу, предоставив компаниям достаточное время для адаптации своих систем.

Внедрение единой цифровой платформы для транспортной отрасли — это сложный и амбициозный проект, который потребует значительных усилий со стороны государства, бизнеса и IT-компаний. При условии грамотной реализации он способен стать мощным драйвером развития российской экономики, повысить ее конкурентоспособность и интегрировать ее в глобальные цепочки поставок.