Что ждет рынок логистики в будущем?
В последнее время кризис на рынке внутренних и международных грузоперевозок все чаще становится основной темой докладов аналитиков. Это вызвано снижением объема торговли из-за роста цен на основные товары. По этой причине все большее количество компаний рассчитывают работать в условиях достижения самоокупаемости, но не более того.
Чего ждать от рынка логистики в ближайшие годы?
Еще в прошлом году прогнозы относительно транспортной логистики были сдержанными, но говорили о росте. Усиление валютного курса привело к тому, что данные прогнозы перестали быть актуальными. Сейчас большинство ставок на международные грузоперевозки зафиксировано в иностранной валюте, из-за чего повышение ее курса негативно сказывается на компаниях. Преимущество в данной ситуации получают компании, которые предоставляют свои услуги в мультивалютном поле.
При этом специалисты отмечают, что общая динамика сохранится еще на протяжении минимум ближайшего полугодия, а может быть и дольше. Конечно, многие компании на рынке логистики сейчас снизили ожидания по темпам роста с 10% до 5%. Но сохранить эти показатели рассчитывают совсем немногие. Большая часть готовится к нулевому росту в лучшем случае. Удручающими данные цифры делает то, что отечественные внутренние и международные транспортные компании за последние годы привыкли к динамике не менее 20-25% в год, и им будет непросто переучиться работать на гораздо менее прибыльном рынке логистики.
Необходимо будет повсеместно оптимизировать расходы и привыкать существовать гораздо более скромно и рационально. Правда, здесь у российских фирм есть довольно большой ресурс, поскольку известно, что в условиях получения стабильно высокой прибыли многие из них не слишком обращали внимание на рациональность ведения деятельности. Это позволяет рассчитывать на минимальное количество внутренних кризисов и сохранение текущих позиций компаний на внутреннем и международном рынках логистики.
Сравнительно с профильными отраслями, аналогичные операции в России не слишком эффективны. И именно данное снижение, а в перспективе и остановка роста позволят занять в стране лидирующие позиции максимально эффективным фирмам, а остальным – серьезно модернизировать свою деятельность с целью достижения высокого коэффициента доходности с одного заказа.
Примечательно, что в ближайшие годы рост логистики Москвы и других крупнейших городов не предвидится, а весь процент прироста рынка ожидается за счет регионов. Рынки грузоперевозок ведущих регионов достаточно сбалансированы, а вот на периферии наблюдается совсем другая ситуация. Там, в основном, уже присутствует неплохая инфраструктура, но пока недостаточно навыков ее максимально полного и полезного использования.
Кризиса не будет
Из всего этого можно сделать вывод, что ждать глубокого кризиса на отечественном рынке логистики в любом случае не стоит. Для потребителей этих услуг замедление развития данного сегмента вообще является благом, так как может привести к оптимизации тарифов и повышению профессионализма фирм.