Влияние санкций ЕС на российский рынок международной логистики
В последние недели довольно много говорится о введенных Европейским Союзом по отношению к России санкциях и степени их эффективности. Большинство экспертов сходится во мнении, что их результаты, если такие будут, можно будет наглядно видеть не раньше, чем через шесть месяцев, а скорее всего, гораздо позже. К тому времени ограничительные меры могут быть и сняты, поэтому наша страна имеет возможность избежать каких либо значительных для себя последствий. Но определенные тенденции можно наблюдать уже сейчас, в том числе и в сфере международных грузоперевозок.
Санкции Европейского Союза и изменения в работе российских международных транспортных компаний
Прежде всего, следует отметить, что основная часть принятых санкций направлена против банковской сферы, что напрямую отечественный сектор рынка международной логистики не затрагивает. Удар был нанесен по возможностям кредитования российского бизнеса за рубежом. И если бы они были действительно уничтожены, проблемы бы наступили у всех, в том числе и у грузоперевозчиков, которые бы потеряли своих самых крупных клиентов, позволяющих делать оборот.
Но доступ к зарубежным финансовым рынкам у нас сохранился, а торговлю Евросоюз с Россией в массовых секторах не ограничивал даже на уровне крупных предприятий, не говоря уже о возможностях закупок частными лицами. Благодаря этому отечественные международные транспортные компании потеряли минимальное количество клиентов, что не слишком сильно отразилось на их состоянии и возможностях. В дальнейшем даже при сохранении существующего положения вещей серьезные изменения также не предвидятся.
Важно понимать, что по существу возможность покупки в странах Европы и мира различных товаров российскими компаниями практически не упала, так как помимо финансов санкции затронули только товары военного и двойного назначения, да и то лишь в ряде стран. Поскольку такая продукция никогда не была хоть немного значимой в общих объемах грузоперевозок, проблемой это не стало.
Санкции России и изменения в работе отечественных международных транспортных компаний
Как ни странно, но даже ответные отечественные санкции больнее ударили по российской международной логистике, чем западные. Россия перестала закупать именно массовые товары, в том числе пищевые продукты, которые для некоторых грузоперевозчиков составляли значительную часть объемов транспортировок. И это им навредило, особенно специализированным фирмам, занимающимся, например, доставкой в Россию польской сельскохозяйственной продукции.
Но и эта проблема не стала массовой и не нарушила стабильность отечественного рынка логистики, поскольку большинство российских транспортных компаний работает с различными группами клиентов, и потеря некоторых из них не ведет к кризисам и банкротствам. Тем более что обоюдные санкции – это прекрасный стимул для налаживания новых маршрутов в страны, с которыми у нас сохраняются хорошие взаимоотношения, и которые готовы наращивать объемы торговли с Россией.
В целом, можно отметить, что российский рынок международной логистики хоть и испытывает серьезные сложности в связи с введением санкций, все же продолжает функционировать и укреплять другие направления сотрудничества.