В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Возможна ли в России полная легализация параллельного импорта?

Федеральная антимонопольная служба, а также другие ведомства и министерства РФ, сейчас вплотную занялись решением проблемы параллельного импорта. В нашей стране на параллельный импорт действует запрет, цель которого оказалось не так просто определить. Поддержка отечественного производства как возможная причина сразу отпадает, так как доля параллельного импорта в общем объеме ввозимых товаров составляет не более 5-10%. В качестве основной цели запрета многие эксперты называют поддержку официального импорта, что само по себе означает установление монополии крупнейших зарубежных производителей на осуществление торговли с Россией.

Возможна ли в России полная легализация параллельного импорта?

Глубокий анализ этой монополии ясно дает понять, что никаких преимуществ российской экономике такое положение дел не дает. Практически все зарубежные производители поставляют продукцию на российский рынок по завышенным ценам. При этом разница между реальной рыночной ценой и действующей в России может достигать нескольких десятков миллиардов долларов в год для всего лишь одной товарной группы. Любые попытки частных отечественных компаний поставить на внутренний рынок продукцию по адекватным ценам жестко пресекаются иностранными производителями в судебном порядке. При этом суммы исков превышают общую стоимость поставленных товаров в сотни раз, а импортерам выносится пожизненный запрет на торговлю теми или иными товарными категориями. По нашей оценке, международные перевозки грузов таким образом снижаются в объеме от 2 до 3,5 процентов в год, что приносит значительные убытки лидерам экспортно-импортной логистики.

Еще один важный аспект параллельного импорта связан с тем, что после повторного пересечения границы повторное появление прав производителя действует только в отношении объектов интеллектуальной собственности: товаров народного потребления и промышленного оборудования, тогда как на такие товары, как газ, удобрения, нефть, металлы – оно не распространяется.

Все это приводит к такой ситуации, когда рядовой российский покупатель вынужден приобретать потребительские товары зарубежного производства по цене, вдвое превышающей ту, которая установлена, например, в Европе. Возможно, частично решить эту проблему поможет легализация параллельного импорта, однако не стоит всерьез рассчитывать, что мировые монополисты так легко отдадут долю рынка импортерам из России.